Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Деревянная Казанская церковь
Мужской монастырь, первоначально устроенный на Киргизке, имел трехпрестольный храм. Приделы были освящены в честь Казанской иконы Божией Матери, святых мучеников Флора и Лавра и преподобного Алексия человека Божия. После решения о перенесении монастыря на новое место, в 1658 году старец Ефрем (Березовский) заложил в Томске деревянную монастырскую церковь в честь Пресвятой Богородицы на Юрточной горе. Этот храм горел и перестраивался несколько раз, после чего было решено строить каменную церковь.
Каменная Казанская церковь
Строительство каменной церкви затянулось из-за недостатка материальных средств. 31 марта 1776 года игумен Филофей докладывал епископу Варлааму о размере собранной на постройку храма суммы в 1500 рублей, а также просил благословения на закладку и строительство монастырского храма по плану уже выстроенной в Барнауле Петропавловской церкви. После того, как благословенная грамота Тобольского архипастыря была доставлена в Томск, в 1776 году был заложен каменный одноэтажный монастырский храм, существующий до сегодняшнего дня. В строящемся храме было устроено 3 придела. Главный придел был посвящен «...во имя Пресвятой Богородицы, явления образа Ее в Казани», другой «...во имя преподобного Алексия Божия человека», третий во имя святых мучеников Флора и Лавра. В марте 1779 года были построены боковые приделы, в августе они были освящены монастырским управляющим протоиереем Михайловским по благословенной грамоте Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Таким образом, монастырский храм стал первым действующим каменным храмом города. К осени 1789 года строительные и отделочные работы в главном приделе Казанской церкви были завершены, о чем настоятель монастыря игумен Палладий докладывал в Тобольск Преосвященному Варлааму. Освящение центрального придела Казанского храма совершилось 20 ноября 1789 года. А колокольня и примыкающие к нему с двух сторон служебные помещения были построены уже в XIX веке. В 1863 г. на нее был поднят большой 303-пудовый колокол.
Закрытие Казанского храма и частичное разрушение
Размеренный ход монашеской жизни круто изменился после прихода к власти большевиков.
В 1923 году Богородице-Алексиевский монастырь был закрыт, но Казанский храм продолжал действовать как приходская церковь. Его состояние быстро ухудшалось. В 1924 году снаружи храмового здания по местам обвалилась штукатурка, один из пролетов колокольни был сильно поврежден (из него выпали кирпичи). В результате того, что центральный придел храма не отапливался в зимнее время, к 1929 году одна из стен алтарной части храма разрушилась, на всем протяжении стен были глубокие сквозные щели.
17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске Казанская церковь Алексеевского монастыря была закрыта. Со временем она была частично разобрана. В начале 80-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «...обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.
В начале 90-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.
Архитектурные особенности
Несмотря на некоторую распластанность объемов храм крепко и свободно посажен, и подчиняет себе всю разнохарактерную застройку этого района, его внушительных размеров колокольня, хорошо просматривается с разных точек центральной части города. Построенный из кирпича в стиле «сибирское барокко» по проекту московского архитектора князя Д. Макулова, одноэтажный храм представляет собой традиционный для архитектуры русских храмов тип, когда основные объемы располагаются последовательно по продольной оси (восток-запад): храм с апсидой, трапезная с двумя приделами по бокам, притвор с колокольней, паперть. Храмовая часть представляет бесстолпный двухcветный четверик, перекрытый высоким сомкнутым сводом, увенчанным пятью изящными главками. К четверику храма с востока примыкает пятигранная фигурная апсида, перекрытая конхой, а с запада - обширная трапезная с двумя приделами по бокам, и апсидами, той же формы, что и апсида храма. Трапезная в три оси с невысоким цоколем перекрыта системой цилиндрических сводов с распалубками. Апсиды приделов перекрыты коробовыми сводами, переходящими в конхи с распалубками. Над трапезной двускатная крыша.
С запада к трапезной примыкает четверик притвора, над которым сооружена трехъярусная, внушительных размеров, колокольня, возвышающаяся над всем объемом храма. В северной толстой стене притвора восстановлена вход-лестница на колокольню. С двух сторон к притвору примыкают два помещения. В северной пристройке ныне устроен баптистерий (крестильня).
В архитектурном убранстве храма использованы формы барокко. Углы храма и трапезной обработаны лопатками. Стены фасадов прорезают арочные оконные проемы, с массивными фигурными наличниками барочного рисунка, верх которых завершен лучковым карнизом с тонкой профилировкой. На северном и южном фасадах храма между окнами первого яруса помещено окно второго света. Вверху, прорезая карниз, помещено круглое окно с декоративным обрамлением. Стены храма и трапезной завершаются лентой поребрика между двумя валиками и профилированным карнизом. Колокольня венчается восьмигранным шатром, над котором величественно возносится к небу пирамидальный шпиль с крестом. Ярусы колокольни композиционно разделены с помощью профилированных карнизов. Верхний ярус звона колокольни на всех гранях прорезан крупномасштабными проемами, украшенными строгими выступающими из поля стены поясами в виде арок, углы верхнего яруса колокольни обработаны пилястрами. Два нижних яруса колокольни имеют строгое решение, грани обработаны простыми филенками. Паперть состоит из обширного крыльца в три ступени и простого классической формы козырька поддерживаемого четырьмя колоннами.
Колористическое решение окраски храма сочетает торжественность золотого (купола), строгость белого (стены) и черного (медная кровля центрального четверика и колокольни), а также нарядность зеленого (двухскатная кровля трапезной части) цвета.
Монастырская звонница состоит из 9 колоколов от 8 до 1140 кг, приобретенных на средства благотворителей в период с 1999 по 2008 г.
Интерьер храма
Первоначальное решение интерьера храма не сохранилось. В настоящее время во всех трех приделах – тябловые иконостасы современного письма в стиле древнерусской иконописи XV – XVI вв. Иконы написаны в иконописной мастерской обители в период с 2000 по 2011 год иконописцами Юрием Родионовым и Николаем Трофимовым.
В храме находятся многие святыни, главными из которых являются мощи святого праведного старца Феодора Томского, почивающие в резной деревянной раке, старинный чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей и другие (более подробно о святынях).