АРХИЕРЕЙСКАЯ ЛИТУРГИЯ В НЕДЕЛЮ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
АРХИЕРЕЙСКАЯ ЛИТУРГИЯ В НЕДЕЛЮ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
9 декабря, в Неделю по Рождестве Христовом, в Казанском храме монастыря была совершена Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), игумен монастыря иеромонах Кирилл (Умрилов), духовенство обители и томских храмов.
За богослужением пел братский хор обители под управлением регента Игоря Гончарова.
По отпусте Литургии митрополит Ростислав произнес проповедь.
В первое воскресенье после празднования Рождества Христова Церковь установила память трех святых, имеющих к Богочеловеку особое отношение. Это царь и пророк Давид, праведный Иосиф Обручник и апостол Иаков, брат Господень.
Святой пророк Давид, второй царь Израиля, правил своей страной около 40 лет (ок. 1005-965 гг. до н.э.). Он был сыном старейшины города Вифлеема. В юношеском возрасте пас стада отца, а в часы досуга пел и играл на гуслях - воспевал Бога и Его великую премудрость.
В 18 лет он без оружия победил самого грозного вражеского воина: камень, метко пущенный Давидом из пращи, ударил в лоб великана Голиафа с такой силой, что тот упал и уже не встал. За эту победу Саул, первый царь Израиля, поставил смелого юношу тысяченачальником. В этой должности Давид заслужил уважение и любовь народа.
Саул видел в Давиде своего преемника и одновременно соперника и, ревнуя, искал его смерти, но Бог каждый раз спасал Своего избранника. Претерпев много незаслуженных обид от царя, Давид проявил незлобие и великодушие: дважды он имел возможность убить гнавшего его Саула, но не сделал этого.
После смерти Саула Давид был провозглашен царем Израильского государства. Мудрый правитель, он заботился об угождении Богу и пользе народа. Под его руководством Израиль стал могущественной и богатой страной с границами до Красного моря на юге и реки Евфрат на востоке. Давид перенес столицу в Иерусалим, который быстро расцвел и впоследствии сделался знаменитым. Сюда же был перенесен и Ковчег Завета - главная святыня израильтян.
Свой дар песнопевца Давид использовал для воспитания в народе веры и благочестия. Его замечательные псалмы исполнены покаяния, радости о Господе и дивных пророчеств.
Однако богатство и роскошь, увеличение числа жен и наложниц развратили царя: он совершил тяжкий грех - вовлек в незаконную связь красавицу Вирсавию и обрек на неизбежную смерть ее мужа, воина Урию. Но когда пророк Нафан обличил Давида, царь явил пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. 50-й псалом покаявшегося царя "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…" стал высочайшим образцом покаяния для всех верующих.
Остаток жизни Давид посвятил подготовке к постройке храма, которую осуществил уже его преемник, сын Вирсавии мудрый Соломон, автор книг Притчей и Екклесиаста.
Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Спасителя - Христа.
Святой праведный Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. Он жил в небольшом городке Назарете и был плотником.
Святитель Димитрий Ростовский в составленном им житии св. Иосифа сообщает, что он был женат на Соломии - дочери Аггея. Этот Аггей был братом св. пророка Захарии - отца св. Пророка и Предтечи Иоанна. У Иосифа и Соломии было четыре сына (Иаков, Симон, Иуда, Иосия) и две дочери (Есфирь и Фамарь). Овдовев, праведный Иосиф жил в строгом воздержании.
Когда Деве Марии, жившей при Иерусалимском храме, исполнилось 14 лет, Ее по закону должны были выдать замуж. Но, узнав о данном Ею обете девства, священники решили обручить Деву благочестивому старцу, который заботился бы о Ней и охранял Ее чистоту.
Жребий выпал на престарелого Иосифа. Деву Марию обручили Иосифу, так что в глазах окружающих они стали мужем и женой.
После возвращения Марии от Ее родственницы Елисаветы Иосиф заметил, что Она "имеет во чреве". Можно представить, что происходило в душе Иосифа, не посвященного в тайну Марии, когда он увидел, что Та, в невинности Которой у него не было сомнений, носит под сердцем ребенка! Она же ничего не объясняла ему, ибо не могла открыть Свою тайну без воли Божией.
По закону жена (или невеста) за неверность мужу должна быть подвергнута позорной и мучительной смерти - побиению камнями. Но праведный Иосиф по своему великодушию прощает Марии мнимый грех и решает покрыть его - отпустить Ее тайно, без оглашения причины, вручив Ей разводное письмо. (Закон давал на это право и по отношению к невесте.) Но Ангел, явившийся во сне Иосифу, сказал ему: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. После этого, как повествует далее евангелист Матфей, Иосиф... принял жену свою, и не знал Ее (Мф. 1, 20-25), то есть не жил с Ней супружеской жизнью.
Во время рождения Богомладенца Иосиф с Марией были в Вифлееме, куда они пришли ради переписи. Затем по откровению Божию Иосиф бежал с семейством в Египет от гнева царя Ирода. После смерти Ирода он намеревался вернуться в Вифлеем, но, в третий раз получив откровение во сне через Ангела, поселился в своем родном Назарете.
Последнее упоминание в Евангелии о святом Иосифе относится к посещению 12-летним Отроком Иисусом Иерусалимского храма.
Святой Иаков (сконч. ок. 63), апостол от 70-ти, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены и потому называется братом Господним. Он был родным братом апостолов Иуды (не Искариотского) из числа 12-ти и Иосии из числа 70-ти апостолов.
По преданию, Иаков от юности посвятил себя Богу и соблюдал строгое воздержание. После Своего Воскресения Господь Иисус Христос явился Иакову. Позднее этот апостол стал епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, апостол Иаков не ходил с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме. Как глава Иерусалимской Церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году, и слово его было решающим (см. Деян. гл. 15).
Около 30 лет святой Иаков был епископом, распространяя и утверждая христианскую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. За благоразумие и справедливость его уважали не только христиане, но даже и иудеи. Все считали его опорой народа и праведником.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники, питавшие ненависть ко Христу, решили воспользоваться отъездом прокуратора Феста (62 г. по Р.X.), чтобы умертвить Иакова. При большом стечении народа апостола ввели на высокий портик храма и пренебрежительно попросили: "Скажи нам о Распятом". - "Вы спрашиваете меня об Иисусе? - громко сказал праведник. - Он сидит на Небесах одесную Вышней Силы и снова придет на облаках небесных судить живых и мертвых". В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: "Осанна Сыну Давидову!" Первосвященники же и книжники закричали: "Праведник лжет!" - и сбросили его вниз с портика храма. Иаков смог еще подняться на колени и сказал: "Господи, прости их! Они не ведают, что творят". "Побьем его камнями", - закричали гонители. Один священник начал уговаривать их: "Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится". Но в эту минуту некий суконщик ударил своим вальком апостола по голове и убил его. Вместе с ним было умерщвлено и много христиан.
Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное Послание. В нем он утешает и укрепляет иудеев, обращенных к вере, в страданиях, которые предстояли им, и предостерегает их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, мертва и не приводит ко спасению.
Церковное предание приписывает апостолу Иакову и составление древнейшего чина Божественной Литургии.
Использованы материалы сайта pravklin.ru