ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
21 июля, день чествования Казанской иконы Божией Матери, является престольным праздником нашей обители. Накануне вечером, 20 июля, в Казанском храме монастыря было совершено Всенощное бдение с акафистом, а в сам день праздника - Божественная Литургия.
Богослужение возглавил игумен монастыря Кирилл (Умрилов) в сослужении протодиакона Владимира Маркова, духовенства обители и томских храмов.
На Всенощном бдении по освящении хлебов игумен Кирилл произнес проповедь.
По отпусте Литургии состоялся торжественный молебен с крестным ходом вокруг храма.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы до революции являлся главной святыней монастыря. Именно этому образу был посвящен центральный алтарь монастырского храма, начиная с основания обители на реке Киргизке в 1605 году. На протяжении долгой истории обители храмы возводились многократно: несколько раз деревянные, наконец, каменный,– однако всегда их главный престол был посвящен Казанскому образу Царицы Небесной. К сожалению, в годы революции местночтимая икона была утрачена. Потому-то на протяжении многих лет найти достойную замену той древней святыни было заветной мечтой братии монастыря. Несмотря на обилие Казанских икон, находящихся в антикварных магазинах и частных коллекциях, сделать это оказалось не так просто. Образ должен быть древним, «намоленным», а также соответствовать первообразу своими размерами и иконографией. Поиски длились долгое время. Наконец, нужная икона была найдена в собрании одного из московских коллекционеров. Она соответствововала всем этим требованиям и, кроме того, отличалась высокой художественностью, особо отмеченной в заключении экспертов московского музея иконы им. Андрея Рублева.
Обретение этого образа важно и потому, что Казанская икона Богородицы всегда воспринималась как Заступница Земли Русской, ведь ею неоднократно благословлялось русское воинство для победы над внешним врагом. А поскольку христиане – это духовное воинство Христово, авангардом которого является монашество, то теперь эта святыня призвана укреплять братию обители и всех томичей в духовной брани за небесный удел.
Торжественное перенесение обретенной иконы в Томскую обитель пришлось как раз на Казанскую, в ноябре 2004 года. Ко встречи святыни монастырь приготовился особенным образом, сделав Царице Небесной, которая даровала обители свою святыню, своеобразное приношенние – в иконописной мастерской монастыря специально была написана большая икона-оклад «Похвала Богородицы». На ней вокруг средника со старинной Казанской иконой изображены пророки, держащие свитки с пророчествами и символические предметы – ветхозаветные прообразы, предуказывающие служение Девы Марии, рождение от Нее Бога Слова для спасения человеческого рода: Моисей держит Неопалимую купину, Гедеон – руно орошенное, Иаков – лестницу, Даниил – Гору несекомую, Исайя – клещи.
Другим приношением, теперь уже от лица всех томичей, стал резной киот для новой святыни, сооруженный на пожертвования благотворителей монастыря и прихожан томских храмов.
Фото: Виктория Лукина