Семья
Лучше всего, если Ваш брат сам будет молиться Богу о своем выздоровлении, ходить в Церковь, исповедоваться, причащаться. Но если нет возможности убедить его, то молитесь Вы: молитесь Богу и Божией Матери перед образом «Неупиваемая Чаша». В описании чудесных исцелений, происшедших от этой иконы, есть и такие, когда люди, пившие многие годы, совершенно избавлялись от этого недуга по молитвам своих близких.
Александр! В монашество человек должен идти с чистой и мирной совестью, свободным от обязанностей перед другими людьми, чтобы его жизнь была служением Богу, а не бегством от трудностей. В первую очередь, Вы несете ответственность за свою семью и должны сделать все, что от Вас зависит, чтобы семью сохранить. Одно из средств для этого – принимать все серьезные решения в совете с супругой и, если они уже достаточно взрослые, детьми. Все, что касается Вас, касается и их, потому что семья – это единое целое, «одна плоть» (Быт 2:24; Мф 19:5,6). Может быть, Вам следует вернуться к вопросу о работе и, обсудив его с близкими, найти приемлемое для всех решение. Помните, что муж, по божественному определению (1Кор 11:3), - глава семьи, за которую отвечает не только перед людьми, но и перед Богом.
Точно так же, по заповеди (Исх 20:12), Вы должны заботиться и о своих престарелых родителях, если они существенно от Вашей помощи зависят. И конечно, уходя из мира, мы не должны иметь перед кем-либо долгов.
Если помыслы о монашестве являются не плодом уныния, а зовом свыше, то Зовущий найдет способ привести Вас в монастырь; только бы, со своей стороны, Вы все совершали по совести и по заповедям, делая то, что должны, а все остальное предавая на волю Божию. Молитесь, чтобы против Его святой воли Вам не погрешить.
Слово Божие настоятельно нас призывает к миру и с ближними, и с дальними: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18), « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Это касается и Ваших отношений со свекровью. Прилагайте все усилия к тому, чтобы между вами был мир. А свою свекровь расценивайте не как наказание или испытание для вашей семьи, а как своего рода средство Вашего спасения. В житии преподобного старца Амвросия Оптинского описывается такой случай. Один барин, у которого умерла старая служанка, написал письмо старцу с просьбой благословить взять другую, молодую, служанку, на что и получил благословение. Но когда он стал раздражаться из-за ее непослушания, своеволия и, просто, лени, то написал старцу другое письмо, в котором просил благословения выгнать новую служанку; но получил отказ. Старец ответил, что она ему послана от Бога во спасение. Старая служанка, которая во всем ему угождала, не могла вскрыть то, что таилось в глубине его души, а эта, молодая, своим непослушанием смогла открыть все его тайные страсти. Попробуйте центр своей боли со свекрови перенести на свое несовершенство и скорбеть не о том, что кто-то мешает спокойно Вам жить, а о том, что Вы не можете свою свекровь любить такой, какая она есть и мирно к ней относится. И если основная скорбь будет о своем несовершенстве, то боль о плохой свекрови уйдет на второй план и, по меньшей мере, до отчаяния Вас доводить не будет.
Наверное, нет ничего труднее в жизни человека, чем воспитать своих детей, тем более воспитать их верующими. Вы пишете, что жизнь Вашей дочери никак не увязывается с верой в Бога. Но если обратить внимание на иных взрослых, устоявшихся людей, посещающих церковь от случая к случаю, то можно заметить, что большинство из них живут так, как будто и умирать не собираются. А в храм они ходят или за компанию или нужда заставляет. Большинству людей нужен своеобразный толчок, благодаря которому они переступают порог храма. Наверное, то же самое происходит и с Вашей дочерью.
За руку водить ее уже не получится, но побуждать к посещению храма и участию в богослужениях и можно и нужно. Однако, чтобы не было психологического насилия с Вашей стороны, делать это необходимо деликатно, например, посредством ненавязчивых и ненудных бесед на эту тему. Попытайтесь донести до Вашей дочери необходимость домашней и церковной молитвы, важность участия в святых таинствах. И делать это надо не только словами, но и своим личным примером, что всегда убедительнее всяких слов. И, конечно, главным средством всякого доброго воспитания является молитва, которую мы усердно должны совершать за наших ближних с твердой верой, что «Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3:9), то есть детей веры и благочестия.
Дай Бог, чтобы Ваша дочь добровольным служением Ему утверждалась и в достоинстве дочери Господа, нежели со временем скорби, как связанного раба, погонят ее к дверям храма и заставят переступить церковный порог. Если она придет к осознанию этого с Вашей помощью, то когда-нибудь скажет Вам за это «спасибо».
Вы спрашиваете, может ли раскаявшаяся блудница надеяться на милость Божию в венчанном браке. Мне кажется, что она может надеяться не только на эту милость, но и на что-то большее. Господь в Священном Писании, обличая гордыню фарисеев и книжников, говорил им, что раскаявшиеся блудники и пьяницы вперед них войдут в Царствие Небесное. Если человек, раскаявшийся в своих грехах, может рассчитывать на милость Божию и вечное блаженство, то Господь и Вас не лишит Своей милости в венчанном браке. Но только помните о том, что та страсть, которой Вы позволили всецело обладать Вами долгое время, будет о себе напоминать. И бороться с ней возможно с помощью поста и молитвы, исповеди и Причастия.
В далекой древности, когда встречались святые отцы-пустынники, то беседа у них была только о самом личном, только о самом сокровенном, – в основном о молитве, о делании в добродетелях. Тем самым они могли в совместной беседе оценить себя – на правильном ли пути они находятся в творении молитвы и добродетелей.
Поэтому нет ничего плохого в том, что родители интересуются духовным состоянием своей дочери. Более того, если Ваши родители нечасто ходят в храм, то поделившись с ними своим, пусть пока и небогатым, но все же духовным опытом, Вы сможете подтолкнуть их к полноценной церковной жизни.
Поэтому старайтесь с почтением относиться к своим родителям, чтобы на Вас почивало Божие благословение.
Прежде всего возложите упование на Бога: он дает Вам жизненное испытание, Он же подаст помощь и разрешит его. И молиться нужно прежде всего именно Богу. Но не только молиться, но и почаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
Кроме того, Вы видели когда-нибудь изображение на экране прибора ультразвуковой интроскопии? Разве из этого изображения можно сделать определенные выводы? Мне несколько раз приходилось слышать, что врачи предрекали рождение увечного ребенка, а рождался вполне здоровый, а вот чтобы они сказали, что родится больной, и это подтвердилось – ни разу!
Молитесь также Пресвятой Богородице – Матери всех матерей, и нашему сибирскому святому – праведному Феодору. Известны случаи исцеления безнадежных больных детей по его молитвам, (см. его Житие на нашем сайте); приходите в наш монастырь в воскресенье вечером на Акафист святому старцу, который совершается перед его честными мощами.
Вы не уточняете, кем Вам приходятся «родные по крови люди»: отцом или матерью, братом или сестрой, супругом, детьми? В каждом из этих случаев возможно свое решение, для принятия которого важны, конечно, подробности того, что стоит за Вашей «болью». Наиболее правильно было бы обратиться к духовнику, или, при неимении такового, к какому-либо священнику, которому Вы готовы искренно поведать о Вашей скорби. Сектантские заблуждения Ваших близких – повод не вычеркивать их из своей жизни, но горячей за них молиться. Беседовать на духовные темы с приверженцами тоталитарных сект, каковой является организация «Свидетелей Иеговы», очень трудно; раскрыть им глаза на ложный характер их псевдорелигиозной практики почти невозможно. Но молиться за них и иметь в сердце готовность прийти на помощь в духовной или материальной нужде, ничто нам не мешает. Вообще же следует помнить, что Господь заповедует нам любить даже врагов (Мф 5:44), а апостол Павел категорически утверждает: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим 5:8). Христос на Голгофе вместил в своем сердце боль всего человечества и нам заповедовал терпеливо «сносить немощи бессильных» (Рим 15:1), а ведь приносить другому боль – это проявление немощи и болезненного состояния души. Терпение других людей, а оно всегда является в большей или меньшей степени болезненным, – существенная часть того дара, о котором свидетельствует слово Божие: «вам дано (в греческом оригинале буквально: даровано) ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил 1:29). Не спешите воздвигать непреодолимые барьеры между собой и родными людьми, но постарайтесь принять испытываемую Вамиболь как Божие Вам благословение потрудиться в делании любви, которая тем совершенней, чем жертвенней. Укрепляйте свои душевные силы молитвой и таинствами Церкви, чтобы иметь Помощника в лице Самого Бога. Кто знает, может быть Ваша терпеливая любовь послужит к исправлению ближних и к спасению Вашей души!?
«На Тебе, Боже, что нам негоже», – гласит народная мудрость. К сожалению, такой принцип отношения к Богу обычен у многих людей. Но совсем не так Господь относится к нам. Он как любящий Отец всегда и во всем дает нам только самое лучшее. Надеюсь, что и для Вас Господь уготовал что-то лучшее. Вы пишете, что ходите в храм, участвуете в Таинствах, совершаете молитвенное правило. Исходя из этого, надо понимать, что Вам нужен не просто муж, а верный спутник, с которым живя всей полнотой церковной жизни, Вы будете вместе идти ко Господу. Возможно, именно такой дар Вам и готовит Господь. Приходя в храм, Вы, наверное, могли заметить, что верующих мужчин там очень мало. Поэтому остается ждать, пока Сам Господь по великой Своей милости взрастит как христианина такого для Вас спутника жизни, который возьмет за руки и как глава семейства поведет Вас к горнему Иерусалиму.