Исповедь
В нашем монастырском храме, как и в большинстве православных приходов, где служат несколько священников, нет строгого прикрепления прихожан к тому или иному духовнику. Есть так или иначе сложившиеся отношения. Польза от духовного руководства во многом зависит от ответственного отношения прихожанина к самой духовной жизни, а не от личных качеств принимающего исповедь лица. Но на практике, конечно, никто не воспрещает подходить именно к тому, к кому испытываешь большее доверие.
Давайте разберёмся, что такое покаяние и что такое крещение. Покаяние или по гречески μετανοια-значит перемена ума. Строго говоря, такое изменение возможно для всех, т. е. и для некрещённых, находящихся вне Церкви. Человек может изменить свои взгляды, по-другому относиться к окружающим, сожалеть о содеянном. Но христианское понимание покаяния глубже - оно включает в себя ещё примирение с Богом, с ближними и со своей совестью. Такое полное примирение возможно только во Христе или точнее в Его Церкви, которая есть Тело Христово. Во Христе мы имеем мир и с Богом, и с ближними, и со своей совестью как сказано у прор. Исайи : "Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет"(Ис. 53:11) и ещё: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Таинством Крещения мы усвояемся Христу, становился членами Его Тела. Таинство Крещения - это отправная точка христианского покаяния, о чём говорит апостол: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян. 2:38). Далее, когда человек, согрешая после Крещения, нуждается в восстановлении утраченного мира, он прибегает к Таинству Покаяния или Исповеди, которое, как Вы сказали, поэтому и именуют вторым Крещением.
Обстоятельства и условия исповеди зависят от очень многого, о чём можно вести долгий разговор, но по существу исповедь действительна, если происходит с верою в Истинного Бога, перед Которым и свидетельствуется православным священником. Всех грехов пересказать невозможно, поэтому, идя на исповедь с искренним желанием покаяться во всех согрешениях вслух, не лишним будет и предварительно уточнить у батюшки: сколько он может отвести нам времени. Если мы чем-то смущены или осознаём особую важность для нас этой исповеди, то можно попросить назначить другое удобное время. Следствием доброй исповеди должен быть не продолжительный разговор о нашей жизни, а мирное состояние души, готовой жить и действовать в согласии с Законом Божиим.
К сожалению, духовника можно найти только в процессе живого общения с разными священниками, когда можно среди них выбрать для периодической исповеди или советов того, кто Вам ближе. Да и таинство исповеди – это не просто перечисление совершенных грехов, а в первую очередь - совместная молитва кающегося и духовника о даровании духовных сил для борьбы с искушениями, находящими отклик в сердце. Прощение грехов невозможно без глубокого, искреннего осуждения своих греховных поступков, неправильных чувств и желаний. На греческом языке таинство покаяния обозначается словом «метанойя», означающим перемену ума, воли, всего человеческого существа. Кающийся грешник хочет освободиться от своего греха. Он хочет в буквальном смысле стать другим человеком, он хочет отрешиться от своего прошлого, отбросить его от себя, относиться к своему прошлому, как к чужому.
Именно поэтому таинство исповеди совершается только в диалоге грешника и священника. Искренность покаяния подтверждается готовностью рассказать все о себе, полностью раскрыть свое сердце. Именно поэтому заочная исповедь по Интернету или по почте, или каким-то другим «дистанционным» способом невозможна. Даже если человек желает раскаяться перед лицом стремительно надвигающейся смерти, а рядом нет священника, свидетелем его покаяния должен стать другой человек. Попробуйте поискать себе духовника за границей там, где Вы проживаете, или в ближайших городах. Храни Вас Господь.
Страх смертный - это бесценный дар Божий, благодаря которому мы можем идти спасительным путем покаяния. И радостно то, что этот дар является и Вашим достоянием. На исповедь Вам не только можно, но даже нужно придти. Единственной причиной, по которой исповедь может быть не возможна, - это нераскаяность человека. В Вашем же случае исповедь возможна. Только от Вас требуется еще одно, а именно - чтобы Вы имели искреннее желание исправить все в своей жизни, в чем принесете покаяние пред Богом. Храни Вас Господь.
Ольга, исповедь – это не перечисление, не отчет о проделанных грехах, а живое чувство покаяния, осознание своего недостоинства перед Богом. Это боль о своих грехах и страстях. Но винить себя и каяться перед Богом – это разные вещи. Человек, обвиняющий себя, замкнут на себе: «как я такое мог совершить?», «как такое могло произойти в моей жизни?» Это неправильный образ мыслей, он проникнут не смирением, а скрытой гордостью. И если у человека цель исповеди – успокоение себя, ощущение собственной чистоты, то он на скользком пути. Даже если мы всю жизнь будем перечислять соделанные грехи, мы не будем чистыми перед Богом. И если милосердие Божие оставит человека, он может совершить самые тяжкие грехи. Иногда Господь попускает нам согрешать, чтобы мы смирились и осознали свою немощь, что без Бога в нас нет и не может быть ничего доброго.
Поэтому в Вашем случае генеральная исповедь не нужна. Вы уже исповедовались в соделанных грехах, пособоровались, т.е. поучаствовали в таинстве, где человеку прощаются забытые грехи, осталось только одно – сотворить плоды покаяния, т.е. делать добрые дела, противоположные соделанным грехам. Сам Господь оставил нам в Евангелии такой пример в образе мытаря Закхея, который раскаявшись в своем грехе стяжания, сказал: «Господи! если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:1-10).
Духовного наставника Вы можете себе найти, пообщавшись с разными священниками того храма, прихожанкой которого Вы являетесь. Найдите священника, которому Вы духовно доверяете, к которому Вы предпочтете ходить на исповедь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал Вам Свою волю.
Уважаемая Марина! Прежде всего, хотелось бы сказать, что епитимья – это не наказание в том смысле, как мы привыкли его понимать, а средство, которое священник применяет, чтобы помочь кающемуся человеку преодолеть свои страсти и грехи. Поэтому епитимья может даваться священником человеку по его усмотрению, исходя из степени духовного преуспеяния человека.
Что касается подробности исповедания грехов – оно должно быть таково, чтобы была ясна сущность и степень (совершен ли грех на деле, в чувстве сердца или в помышлении) греха, остальные подробности излишни.
Мариамна! Очевидно, что желание человека стать лучше, чем он есть сейчас, жажда совершенства, стремление к добру – все это нормальные и здоровые движения нашей души. Но так же закономерно для человека и ожидание оценки своих трудов, надежда на то, что эта оценка будет положительной. Весь вопрос лишь в том, от кого мы ждем этой оценки и чьим мнением о нас мы так дорожим? Вот здесь и проходит разделительная черта между возрастанием в добродетели и страстью. Естественная жажда славы превращается в тщеславие там, где люди по слову Писания возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин 12:43).
И все, что мы делаем, по здравому рассуждению может и должно быть устремлено лишь к одному виду славы – славе от Господа, который видит не только все наши дела, но и их мотивы, наши помышления и движения сердца. А чтобы вместо славы не подпасть под осуждение собственной совести, нужно стараться навести порядок в самых укромных и потаенных уголках своей жизни, о которых не знает никто на свете, кроме Бога и нас самих. Но именно такого устремления людям катастрофически не хватает. По точному определению преподобного Максима Исповедника, "тщеславие есть отступление от цели по Богу и перехождение к другой цели, противоположной Божественной". Поэтому если в основе Вашего стремления быть первой в работе лежит тщеславие, то Вы движетесь не в том направлении. Только желание выполнять свою работу добросовестно и качественно как дело Божие, как послушание, которое дано нам от Бога, является тем правильным вектором, по которому человек устремляется к славе Божией.
Действительно, перед людьми признаваться в своем греховном безумии бывает очень стыдно, хотя и осознаешь, что снять бремя греха, а главное – примириться с Богом, иначе не возможно.
Можно попросить перед исповедью священника побеседовать, не столько стараясь «объяснить свою непутевую жизнь», сколько проникнуться в общении с пастырем той спасительной мыслью, что именно сейчас, в таком состоянии, тебе и нужно милосердие от Господа, т.к. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8). Когда рождается глубокое покаяние, то преодолевается человеческий страх: раненый спешит к врачу, только покойнику уже спешить незачем. На практике, исповедники часто запасаются записками с перечислениями своих грехов, которые подают священнику. Это имеет смысл в некоторых случаях, может быть, и Вам так будет легче.
Здравствуйте, Лариса! Вы боитесь, что на первой исповеди не перечислите всех грехов? По какой причине? Из-за того, что не сможете вспомнить все, чем грешны или из-за того, что понадобится очень много времени? Если причина в первом, то можно использовать в первое время пособие для готовящихся к исповеди («В помощь кающимся»). Там есть список грехов, по которым Вы сможете проанализировать всю жизнь. Если причина во втором, то по учению Святой Церкви, мы должны идти на исповедь с тем осознанием, как будто совершаем это в последний раз, что другой возможности покаяния у нас больше не будет. Такое осознание исповеди помогает нам принести полное и искреннее покаяние и лишает нас возможности скрывать по каким-либо причинам свои грехи. Исповедь не предполагает частичного, поэтапного покаяния. Поэтому можно прийти в храм в любой будний день на исповедь, для которой священник уделит Вам столько времени, сколько нужно. Помоги Вам Господь!
Сознание своего недостоинства – это единственно спасительное и притом
богозаповеданное устроение души: даже «когда исполните все повеленное
вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны
были сделать» (Лк 17:10). И к исповеди и к Святому Причащению достойно
приступает только тот, кто сознает крайнее свое недостоинство.
Никакие
грехи не препятствуют нам идти на исповедь, которая и учреждена в
Церкви Христовой для покаяния и очищения от всех грехов. А приступать ли
к Чаше Жизни, если совесть нечиста, нужно решать с духовником на
исповеди. Отлагать же участие в церковных Таинствах под предлогом своего
недостоинства есть двоякое искушение: от плоти и диавола. Первая не
желает понести необходимые для деятельной духовной жизни труды
(попросту, ленится), а второй под предлогом ложно понятого благоговения
всеми силами старается отлучить нас от источника Жизни Вечной – Христа,
вступающего в теснейшее единение с нами в Таинствах. Не должно по
внушению этих врагов нашего спасения нарушать установленное духовником
правило о том, с какой регулярностью исповедоваться и причащаться.
Конечно,
к исповеди необходимо готовиться тщательно. Но лучше, когда такой
подготовкой являются не полчаса, выделенных на припоминание грехов, а
ежедневная напряженная молитвенная жизнь, делающая для нас очевидными
греховные язвы нашей души и заставляющая болезновать о них в чувстве
сердца. В этом случае мы всегда будем готовы к исповеди, как больной
всегда рад облегчающему его страдания врачеванию.
Думаю, вас мучает обычная мнительность. Но питается она, быть может, не совсем верной установкой, с которой вы приходите на исповедь, а именно: «все рассказать». Это, так сказать, «количественный» подход к исповеданию грехов; а должен быть «качественный»: не «рассказать», а покаяться. ВСЕ рассказать и не возможно и не нужно. Мы должны как-то систематизировать свои прегрешения, подвести схожие частные случаи под один из общих видов грехов, которых не так уж и много (аскетическое предание святых отцов говорит о 8 главных греховных страстях). Это требует предварительной духовной работы, внимания своему сердцу, борьбы с греховными наклонностями, которая только и выявляет степень зависимости нашей от той или иной греховной страсти. Элементарная фиксация греха нашим сознанием – только начало этого внутреннего делания, но должно идти дальше – к подлинному раскаянию или, если пользоваться святоотеческим выражением, болезнованию сердца, когда грех из объекта холодного созерцания умом становится предметом сердечного сокрушения, то есть душевной боли. Чтобы обрести в Таинстве покаяния мир совести мы должны идти на исповедь не только с осознанием своей вины пред Богом и всеми людьми, но и с живым чувством этой вины, рождающим в нашем сердце драгоценную добродетель смирения, которая только и может привлечь животворящую благодать Божию (Иак 4:6; 1Пет 5:5). Это живое чувство обретается только в напряженной борьбе с грехом, когда наше покаяние не сводится к периодическому участию в исповеди, но является каждодневным и целожизненным подвигом противостояния (с помощью частой молитвы, духовного чтения, церковных таинств) собственным страстям, бесовским помыслам и греховным обычаям мира сего.
Вопрос о выборе духовника нужно решать как можно проще (простота, вообще, одно из условий познания воли Божией и следования ей): 1) необходимо выбрать храм по сердцу; если такового нет, идти в ближайший, наиболее доступный, и ходить уже в него постоянно; 2) из числа священников выбрать того, к кому расположится сердце, а до того ходить к тому, кто исповедует в данный момент; только важно, чтобы наша расположенность была продиктована не внешними свойствами батюшки (красноречием, внушительностью вида, обходительностью общения), а пользой для души, которую получаем в общении с ним (только не следует предъявлять завышенных требований), а эта польза заключается в том, что нам открываются наши духовные недуги: гордость, высокоумие, нетерпеливость, малодушие и т.п. Надо понимать, что духовник - это духовный врач. Как от врача мы хотим верного, пусть и горького, диагноза, так и батюшка хорош тот, который щадит не нашу самость, а нашу бессмертную душу, пораженную раковой опухолью самости, и потому не таит, а вскрывает перед нами наши язвы.
«Что мне делать?» Точно такой же вопрос задавал себе блудный сын, когда прогулял все, что отец дал ему от своего имения. «К отцу стыдно возвращаться», – размышляет в себе блудный сын, – «а в чужой стране я нищ и голоден настолько, что готов разделять пищу вместе со свиньями, которых приходится пасти, но и ту никто мне не дает». И решил он идти в дом отца своего не как сын, а как наемник. Отец же с радостью встретил своего заблудшего сына и вернул ему все, что тот имел, когда жил в доме отчем. А самое главное – он обрел в доме отца своего прежнюю любовь и доверие. Отец даже и не думал упрекать его в содеянном. В другом месте Слово Божие рассказывает о Добром Пастыре, который, все оставив, отправился на поиски заблудшей овцы. И когда Он ее нашел, то взял на плечи свои и вынес из гибельного места. Это еще один образ того, как Господь относится к кающимся грешникам. Скажите, как можно бояться такого любящего Отца, который Сам спешит к нам на помощь? Он не только принимает наше покаяние (по слову Священного Писания, Господь не отвергает всякого приходящего к Нему), но и всю боль греха, как Добрый Пастырь, берет на Свои плечи. Спешите принести Господу свое покаяние с намерением больше не повторять этого греха в Вашей жизни, и тогда греховная тяжесть оставит Ваше сердце.