Монашество
Имя меняется при совершении монашеского пострига, причём выбор имени принадлежит совершающему этот постриг лицу ( игумену монастыря, архиерею). В постриге человека не лишают его небесного покровителя и не возбраняют молитвенно к нему обращаться, а дают нового. Так что монах обретает ещё одного о себе ходатая.
Обычно вопрос о монашеской жизни встает после того, как у человека уже накоплен опыт церковной жизни в храме, находящемся недалеко от дома, и вырастает желание более целостно служить Богу. В большинстве случаев, в монастырь с детьми на постоянное жительство не берут, если только при монастыре не организован детский приют или гимназия. Вы, к сожалению, ничего не пишете о своей церковной жизни, а это самое существенное для такого вопроса. Обратитесь, пожалуйста, в ближайший храм или посетите монастырь, где вам смогут дать более подробный ответ, исходя из обстоятельств.
Василий, Вам срочно надо прийти в ближайший храм и побеседовать со священником. Можно посетить и монастырь для знакомства с монашеской жизнью, цель которой – Сам Господь, а смыслом всегда остается служение Ему.
Для начала Вам нужно попробовать пожить в каком-либо монастыре непродолжительный срок (около недели). За это время Вы сможете немного почувствовать, что такое монастырская жизнь, "примерить" ее на себя. Если желание к монашеской жизни не пропадет, то в дальнейшем можно договориться о более длительном сроке (около месяца). После этого можно будет говорить о Вашем желании более определенно. Но необходимо заметить, что в состоянии "усталости" жить в монастыре тяжело. Ведь в монашеской жизни нужны и сила, и энергия, и неравнодушие. Без этого пребывание в монастыре не имеет никакого смысла.
В нашем монастыре мы принимаем паломников на три дня. Размещение на более длительный срок возможно лишь по благословению наместника монастыря иеромонаха Кирилла после предварительной беседы паломника с иеромонахом Паисием.
Наш монастырь как монашеская община существует не так давно, всего около 20 лет. Старцы обычно бывают в обителях, где живет уже не первое поколение монахов, - это ближе к центру России. А у нас обычное пастырское служение в рамках монастырского устава.
Это зависит от того, насколько далеко человек «зашел» в монастырь. Есть несколько степеней вхождения в монашеское братство.
Первое время искатель монашеского жития проводит в монастыре как паломник, - время его пребывания в монастыре оговаривается при приезде, обычно от 1-3 дней до одного месяца. Если человек выражает желание и дальше жить в монастыре, он переходит в разряд трудников, которые носят мирскую одежду, но время их проживания в монастыре не ограничивается каким-то сроком. Следующей ступенью на пути вхождения в монастырь является получение статуса кафтанника (в некоторых монастырях) с правом ношения особой униформы – кафтана, а после этого – посвящение в послушники, с выдачей неполного комплекта уже настоящего монашеского облачения: подрясника, пояса, скуфьи и четок.
На всех этих ступенях у верующего остается право оставить монастырь и вернуться в мир, объяснив причины своего решения настоятелю монастыря и получив его благословение.
Рубиконом, после прохождения которого человек теряет право на возвращение в мир, является первый монашеский постриг, так называемый, рясофор. Постриженный в рясофор уже является монахом и вернуться к мирской жизни не имеет права. Далее его могут ждать еще два пострига – в малую и в великую схиму, – которые, конечно, только усиливают монашеские обеты и уводят от мира еще дальше.
Если Ваше желание основано на долговременном опыте церковной жизни, мерилом которой является частота и регулярность участия в таинствах Евхаристии (Причащении) и Покаяния (исповеди), и если при этом Вы любите молиться и читать аскетическую духовную литературу, то Вам, испросив благословения духовника, следует посетить какой-нибудь монастырь: либо тот, куда давно хотели съездить, либо ближайший к Вашему месту жительства. Лучше заранее созвониться и убедиться, что Вас могут там принять. Поживите какое-то время паломником. Если почувствуете пользу для души, задержитесь в этой обители. Можно съездить еще в несколько монастырей, чтобы получить более полное представление о многообразии форм и, вместе с тем, глубинном тождестве монашеского пути. Однако нужно опасаться, чтобы не стать «перекати-поле», вечно недовольным и вечно ищущим Царства Божия на земле, то есть идеальных условий для иноческой жизни. «Мир во зле лежит» (1Иоан.5:19), и поэтому идеального в нем не найти, даже в монастырях. Тем более, что представления об идеале у человека, не знающего изнутри монашества, всегда неизбежно поверхностные.
Молитесь Богу, чтобы Он привел Вас на постоянное место жительства в ту обитель, где Вы получите наибольшую пользу для спасения души, и, молясь таким образом со смирением, внимайте собственному сердцу. Господь, в ответ на молитву, утвердит Ваш выбор.
Чтобы Вас приняли в монастырь, нужно с первых шагов в нем, еще в качестве паломника, жить по-монашески: ходить на все богослужения, исполнять все, что благословит игумен обители или поставленные им должностные лица монастыря, исповедоваться монастырскому духовнику и причащаться Святых Таин с той регулярностью, с которой он благословит, вообще, все делать по благословению, более всего боясь своеволия и в малом, и в большом. Всегда нужно помнить и цель такого самоотречения – исполнить заповеди Христовы, из которых главная: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27).
Если, руководствуясь такими правилами, Вы почувствуете вкус (своего рода, вдохновение) к жизни в монастыре, тогда идите к игумену и проситесь остаться в братстве обители. А он скажет, что нужно делать дальше.
На подобный вопрос мы уже давали ответ на нашем сайте.
Если Вы живете в Томске, то начните с участия в молитвенной жизни монастыря, т.е. ходите на богослужение в субботу вечером и воскресенье утром. Ядром монашеской жизни является молитва, и если Вы почувствуете к ней вкус, то это один из важных признаков призвания к монашеству. Далее можно попросить у игумена обители какое-нибудь послушание: помочь во внебогослужебное время с уборкой храма или территорией обители, или что-либо еще. Это даст Вам опыт приобщения к той жизни, которой живут в монастыре между службами. Если и это не отобьет желание к монастырской жизни, через какое-то время можно попроситься пожить в обители неделю-другую, чтобы более глубоко погрузиться во внешне простую, но глубокую и внутренне удивительную монашескую жизнь. Остальное узнаете по ходу.
Мы рады каждому. Но важно понимать, что монашеская жизнь - это подвиг, требующий от человека решимости и мужества. Вот и проверьте себя, Ваш ли это путь. Убедиться в этом можно только на деле, к которому я Вас и призываю.
Желаю помощи Божией!