Монашество
Монастырский устав очень четко говорит по этому поводу: «В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки».
Отец Александр Шмеман так отвечает на этот вопрос: «поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например), ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой»). Этого служения держись и будь в полном послушании у настоятеля…». Поэтому научитесь сначала послушанию в миру у настоятеля, какого либо храма, а когда подрастут дети можно будет подумать и о монастыре. Учитесь молиться и вообще старайтесь полюбить молитву, потому что послушание и молитва это основа и содержание монашеской жизни. Думаю, что пока и в миру у Вас есть над чем трудиться.
Здравствуйте, Евгений! Действительно, в нашем неидеальном мире, который «лежит во зле» (1Ин 5:19), наиболее идеальные условия для спасения – в монастыре. Но «идеальные» не означает «легкие». Коль скоро, по свидетельству слова Божия, в Царство Небесное приходят «от великой скорби» (Откр 7:14), то «идеальность» того или иного пути спасения измеряется его многоскорбностью. Только скорби эти особого рода, – не «скорби по плоти» (1Кор 7:28), которые имеют семейные люди, а те «муки рождения» по духу, без которого никто не может даже увидеть Царствия Божия (Гал 4:19, Ин 3:3). В этих «муках» зарождается в нас новая жизнь, в меру нашего самоотвержения все более наполняя наше сердце и ум светом боговедения и радостью о Духе Святом. Каждый христианин, будь он монахом или мирянином, должен идти этим тесным и узким путем (Мф 7:14), но монахам, не обремененным житейскими обязанностями, идти по нему «удобнее». Они являются своего рода авангардом воинства Христова, то есть церковного народа, а, значит, на них в первую очередь обрушивается вся злоба бесов и вражда мира. Монахи – молитвенники за мир, а мир, как свидетельствуют святые, стоит молитвой. Следовательно, от монахов требуется беспощадность к себе и предельное напряжение всех духовных сил для того, чтобы они могли исполнить свою миссию на земле. Поистине, велик духовный подвиг монаха, и не все способны вместить это призвание (Мф 19:11).
Правильная церковная жизнь, утрата вкуса к мирскому – все это ступени на пути духовного восхождения. Этот путь может привести и в монастырь. Но чтобы сделать безошибочный выбор, нужно приобрести хотя бы небольшой монастырский опыт, то есть какое-то достаточно продолжительное время (например, месяц) пожить в обители той жизнью, какой живут в ней монахи. Если, несмотря на все трудности, в Вас будет крепнуть желание жить этой, - по мнению святых, равноангельной, - жизнью. Это – признак божественного призвания.
В монашество как и в супружество идут по любви. Поэтому Вам необходимо определить для себя: что Вы больше любите, к чему сильнее стремится сердце. Добрая семейная жизнь – путь спасительный для того, кто со всей ответственностью вступает на него. Это – прехождение бурного житейского моря в надежной (если семейная жизнь строится на твердом камне Христовых заповедей) лодке. Монашество – это «хождение по водам» (Мф 14:28-31), которое возможно лишь при полном отречении от всего, что тянет ко дну (т.е. от всего, что связано с плотью), и, главное, при беспредельной (до самозабвения) вере Христу и любви к Нему.
И последнее, если браки между людьми «заключаются на небесах», то тем более «брак» души со Христом, т.е. монашество, есть дар Неба. Если сердце жаждет этого дара, молитесь, и по неложному обещанию Господа, получите (Мф 21:22).
Каждый раз удивляешься тому, как Господь привлекает человека к Себе, изымая его из круговорота греховной жизни, в надежде на то, что он обратится к Жизни Вечной. Радостно вместе с Вами, что в храме так хорошо, что больше ничего лучшего и помыслить не хочешь. Все это дается искренне приходящему в Церковь даром, в избытке, на Богом определенное не долгое время, чтобы потом, уже в сознании своей веры, человек понес труды и скорби ради своего спасения. Особенно это касается монашеского пути, где внешняя красота служения Богу, чтобы быть подлинной, не ложной, должна строиться на подвиге деятельного покаяния и самоотвержения. И этот сокровенный подвиг есть тот тесный и узкий путь (Мф 7:14), по которому в Царство Небесное приходят многими скорбями (Деян 14:22). Чтобы идти по этому пути, нужна не только «первая любовь» ко всему духовному, но и мужество сохранить верность Богу до конца своих дней.
Невозможно заочно решить такой важный вопрос, как выбор монашеского пути. В Вашем случае надо обязательно более детально объяснить священнику, у которого Вы исповедуетесь и которому доверяете, что с Вами происходит. Чтобы приучать себя к духовному руководству, без которого очень трудно что-либо правильно устроить в духовной жизни. Только он в реальном общении через Таинства Церкви сможет разрешить некоторые Ваши недоумения. Если это не возможно, то обратиться в монастырь, где есть опытные духовники.
Это может быть одним из таких «сигналов», но не главным и не обязательным. Неуспех в мирской жизни, в той или иной ее сфере, скорее должен побуждать нас не к бегству из мира, а к покаянию и смирению, возвращающим нам мир с Богом и Его благодатную помощь в наших нуждах. Лучше, когда человек приходит в обитель не от недостатка, а от избытка: не в результате жизненного краха, а по любви к Богу, ради которой он готов оставить все самые значительные житейские блага и даже, так называемую, «земную любовь». Любовь к Богу, достигшая в нас той меры, что уже невозможно делить свое сердце между Господом и кем-то или чем-то другим, и есть главный и обязательный признак призвания к монашеству. Это призвание выражается в конкретных вещах: любви к молитве и чтению аскетических творений Святых отцов, восхищении жизнью православных подвижников и стремлении им подражать, неутолимой жажде чистоты душевной и телесной. Судьбы Божии неисповедимы, мы не можем заранее и до конца знать о себе волю Божию. Она открывается нам постепенно, настолько, насколько мы ей предаемся. Но мы можем искренне и усердно молиться, чтобы над нами совершилась воля Божия, благая и истинная, и тогда в ответ на наши прошения Господь направит течение нашей жизни безошибочным, именно нам соответствующим путем.
Здравствуйте, Андрей!
Если Вы живете в Томске, то начните с участия в молитвенной жизни
монастыря, т.е. ходите на богослужение в субботу вечером и воскресенье
утром. Ядром монашеской жизни является молитва, и если Вы почувствуете к
ней вкус, то это один из важных признаков призвания к монашеству. Далее
можно попросить у игумена обители какое-нибудь послушание: помочь во
внебогослужебное время с уборкой храма или территорией обители, или
что-либо еще. Это даст Вам опыт приобщения к той жизни, которой живут в
монастыре между службами. Если и это не отобъет желание к монастырской
жизни, через какое-то время можно попроситься пожить в обители
неделю-другую, чтобы более глубоко погрузиться во внешне простую, но
глубокую и внутренне удивительную монашескую жизнь. Остальное узнаете по
ходу.
Мы рады каждому. Но важно понимать, что монашеская жизнь - это подвиг,
требующий от человека решимости и мужества. Вот и проверьте себя, Ваш ли
это путь. Убедиться в этом можно только на деле, к которому я Вас и
призываю.
Желаю помощи Божией!
Из ваших слов видно, что вы осознали неправильность своей жизни и от этого потеряли мир в своем сердце. Но именно это и прекрасно, потому что с осознания своей болезни начинается любое излечение. Чтобы обрести тот мир и покой, который вы потеряли нужно по слову Священного писания придти к Богу «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». Путь к Богу начинается с покаяния. Для того чтобы принести покаяние и примирится с Богом не обязательно бросать свою семью и уходить монастырь. Начните с покаяния. Начните читать Священное Писание, где для вас откроются совершенно иные правила жизни. Начните жить по заповедям Господним, которые должны стать основой вашей жизни. И когда утвердитесь сами в христианской жизни, приведите к этому и свое семейство.