Монашество
Имя меняется при совершении монашеского пострига, причём выбор имени принадлежит совершающему этот постриг лицу ( игумену монастыря, архиерею). В постриге человека не лишают его небесного покровителя и не возбраняют молитвенно к нему обращаться, а дают нового. Так что монах обретает ещё одного о себе ходатая.
Обычно вопрос о монашеской жизни встает после того, как у человека уже накоплен опыт церковной жизни в храме, находящемся недалеко от дома, и вырастает желание более целостно служить Богу. В большинстве случаев, в монастырь с детьми на постоянное жительство не берут, если только при монастыре не организован детский приют или гимназия. Вы, к сожалению, ничего не пишете о своей церковной жизни, а это самое существенное для такого вопроса. Обратитесь, пожалуйста, в ближайший храм или посетите монастырь, где вам смогут дать более подробный ответ, исходя из обстоятельств.
Василий, Вам срочно надо прийти в ближайший храм и побеседовать со священником. Можно посетить и монастырь для знакомства с монашеской жизнью, цель которой – Сам Господь, а смыслом всегда остается служение Ему.
Для начала Вам нужно попробовать пожить в каком-либо монастыре непродолжительный срок (около недели). За это время Вы сможете немного почувствовать, что такое монастырская жизнь, "примерить" ее на себя. Если желание к монашеской жизни не пропадет, то в дальнейшем можно договориться о более длительном сроке (около месяца). После этого можно будет говорить о Вашем желании более определенно. Но необходимо заметить, что в состоянии "усталости" жить в монастыре тяжело. Ведь в монашеской жизни нужны и сила, и энергия, и неравнодушие. Без этого пребывание в монастыре не имеет никакого смысла.
В нашем монастыре мы принимаем паломников на три дня. Размещение на более длительный срок возможно лишь по благословению наместника монастыря иеромонаха Кирилла после предварительной беседы паломника с иеромонахом Паисием.
Наш монастырь как монашеская община существует не так давно, всего около 20 лет. Старцы обычно бывают в обителях, где живет уже не первое поколение монахов, - это ближе к центру России. А у нас обычное пастырское служение в рамках монастырского устава.
Это зависит от того, насколько далеко человек «зашел» в монастырь. Есть несколько степеней вхождения в монашеское братство.
Первое время искатель монашеского жития проводит в монастыре как паломник, - время его пребывания в монастыре оговаривается при приезде, обычно от 1-3 дней до одного месяца. Если человек выражает желание и дальше жить в монастыре, он переходит в разряд трудников, которые носят мирскую одежду, но время их проживания в монастыре не ограничивается каким-то сроком. Следующей ступенью на пути вхождения в монастырь является получение статуса кафтанника (в некоторых монастырях) с правом ношения особой униформы – кафтана, а после этого – посвящение в послушники, с выдачей неполного комплекта уже настоящего монашеского облачения: подрясника, пояса, скуфьи и четок.
На всех этих ступенях у верующего остается право оставить монастырь и вернуться в мир, объяснив причины своего решения настоятелю монастыря и получив его благословение.
Рубиконом, после прохождения которого человек теряет право на возвращение в мир, является первый монашеский постриг, так называемый, рясофор. Постриженный в рясофор уже является монахом и вернуться к мирской жизни не имеет права. Далее его могут ждать еще два пострига – в малую и в великую схиму, – которые, конечно, только усиливают монашеские обеты и уводят от мира еще дальше.
Если Ваше желание основано на долговременном опыте церковной жизни, мерилом которой является частота и регулярность участия в таинствах Евхаристии (Причащении) и Покаяния (исповеди), и если при этом Вы любите молиться и читать аскетическую духовную литературу, то Вам, испросив благословения духовника, следует посетить какой-нибудь монастырь: либо тот, куда давно хотели съездить, либо ближайший к Вашему месту жительства. Лучше заранее созвониться и убедиться, что Вас могут там принять. Поживите какое-то время паломником. Если почувствуете пользу для души, задержитесь в этой обители. Можно съездить еще в несколько монастырей, чтобы получить более полное представление о многообразии форм и, вместе с тем, глубинном тождестве монашеского пути. Однако нужно опасаться, чтобы не стать «перекати-поле», вечно недовольным и вечно ищущим Царства Божия на земле, то есть идеальных условий для иноческой жизни. «Мир во зле лежит» (1Иоан.5:19), и поэтому идеального в нем не найти, даже в монастырях. Тем более, что представления об идеале у человека, не знающего изнутри монашества, всегда неизбежно поверхностные.
Молитесь Богу, чтобы Он привел Вас на постоянное место жительства в ту обитель, где Вы получите наибольшую пользу для спасения души, и, молясь таким образом со смирением, внимайте собственному сердцу. Господь, в ответ на молитву, утвердит Ваш выбор.
Чтобы Вас приняли в монастырь, нужно с первых шагов в нем, еще в качестве паломника, жить по-монашески: ходить на все богослужения, исполнять все, что благословит игумен обители или поставленные им должностные лица монастыря, исповедоваться монастырскому духовнику и причащаться Святых Таин с той регулярностью, с которой он благословит, вообще, все делать по благословению, более всего боясь своеволия и в малом, и в большом. Всегда нужно помнить и цель такого самоотречения – исполнить заповеди Христовы, из которых главная: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27).
Если, руководствуясь такими правилами, Вы почувствуете вкус (своего рода, вдохновение) к жизни в монастыре, тогда идите к игумену и проситесь остаться в братстве обители. А он скажет, что нужно делать дальше.
На подобный вопрос мы уже давали ответ на нашем сайте.
Если Вы живете в Томске, то начните с участия в молитвенной жизни монастыря, т.е. ходите на богослужение в субботу вечером и воскресенье утром. Ядром монашеской жизни является молитва, и если Вы почувствуете к ней вкус, то это один из важных признаков призвания к монашеству. Далее можно попросить у игумена обители какое-нибудь послушание: помочь во внебогослужебное время с уборкой храма или территорией обители, или что-либо еще. Это даст Вам опыт приобщения к той жизни, которой живут в монастыре между службами. Если и это не отобьет желание к монастырской жизни, через какое-то время можно попроситься пожить в обители неделю-другую, чтобы более глубоко погрузиться во внешне простую, но глубокую и внутренне удивительную монашескую жизнь. Остальное узнаете по ходу.
Мы рады каждому. Но важно понимать, что монашеская жизнь - это подвиг, требующий от человека решимости и мужества. Вот и проверьте себя, Ваш ли это путь. Убедиться в этом можно только на деле, к которому я Вас и призываю.
Желаю помощи Божией!
Монастырский устав очень четко говорит по этому поводу: «В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки».
Отец Александр Шмеман так отвечает на этот вопрос: «поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например), ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой»). Этого служения держись и будь в полном послушании у настоятеля…». Поэтому научитесь сначала послушанию в миру у настоятеля, какого либо храма, а когда подрастут дети можно будет подумать и о монастыре. Учитесь молиться и вообще старайтесь полюбить молитву, потому что послушание и молитва это основа и содержание монашеской жизни. Думаю, что пока и в миру у Вас есть над чем трудиться.
Здравствуйте, Евгений! Действительно, в нашем неидеальном мире, который «лежит во зле» (1Ин 5:19), наиболее идеальные условия для спасения – в монастыре. Но «идеальные» не означает «легкие». Коль скоро, по свидетельству слова Божия, в Царство Небесное приходят «от великой скорби» (Откр 7:14), то «идеальность» того или иного пути спасения измеряется его многоскорбностью. Только скорби эти особого рода, – не «скорби по плоти» (1Кор 7:28), которые имеют семейные люди, а те «муки рождения» по духу, без которого никто не может даже увидеть Царствия Божия (Гал 4:19, Ин 3:3). В этих «муках» зарождается в нас новая жизнь, в меру нашего самоотвержения все более наполняя наше сердце и ум светом боговедения и радостью о Духе Святом. Каждый христианин, будь он монахом или мирянином, должен идти этим тесным и узким путем (Мф 7:14), но монахам, не обремененным житейскими обязанностями, идти по нему «удобнее». Они являются своего рода авангардом воинства Христова, то есть церковного народа, а, значит, на них в первую очередь обрушивается вся злоба бесов и вражда мира. Монахи – молитвенники за мир, а мир, как свидетельствуют святые, стоит молитвой. Следовательно, от монахов требуется беспощадность к себе и предельное напряжение всех духовных сил для того, чтобы они могли исполнить свою миссию на земле. Поистине, велик духовный подвиг монаха, и не все способны вместить это призвание (Мф 19:11).
Правильная церковная жизнь, утрата вкуса к мирскому – все это ступени на пути духовного восхождения. Этот путь может привести и в монастырь. Но чтобы сделать безошибочный выбор, нужно приобрести хотя бы небольшой монастырский опыт, то есть какое-то достаточно продолжительное время (например, месяц) пожить в обители той жизнью, какой живут в ней монахи. Если, несмотря на все трудности, в Вас будет крепнуть желание жить этой, - по мнению святых, равноангельной, - жизнью. Это – признак божественного призвания.
В монашество как и в супружество идут по любви. Поэтому Вам необходимо определить для себя: что Вы больше любите, к чему сильнее стремится сердце. Добрая семейная жизнь – путь спасительный для того, кто со всей ответственностью вступает на него. Это – прехождение бурного житейского моря в надежной (если семейная жизнь строится на твердом камне Христовых заповедей) лодке. Монашество – это «хождение по водам» (Мф 14:28-31), которое возможно лишь при полном отречении от всего, что тянет ко дну (т.е. от всего, что связано с плотью), и, главное, при беспредельной (до самозабвения) вере Христу и любви к Нему.
И последнее, если браки между людьми «заключаются на небесах», то тем более «брак» души со Христом, т.е. монашество, есть дар Неба. Если сердце жаждет этого дара, молитесь, и по неложному обещанию Господа, получите (Мф 21:22).
Каждый раз удивляешься тому, как Господь привлекает человека к Себе, изымая его из круговорота греховной жизни, в надежде на то, что он обратится к Жизни Вечной. Радостно вместе с Вами, что в храме так хорошо, что больше ничего лучшего и помыслить не хочешь. Все это дается искренне приходящему в Церковь даром, в избытке, на Богом определенное не долгое время, чтобы потом, уже в сознании своей веры, человек понес труды и скорби ради своего спасения. Особенно это касается монашеского пути, где внешняя красота служения Богу, чтобы быть подлинной, не ложной, должна строиться на подвиге деятельного покаяния и самоотвержения. И этот сокровенный подвиг есть тот тесный и узкий путь (Мф 7:14), по которому в Царство Небесное приходят многими скорбями (Деян 14:22). Чтобы идти по этому пути, нужна не только «первая любовь» ко всему духовному, но и мужество сохранить верность Богу до конца своих дней.
Невозможно заочно решить такой важный вопрос, как выбор монашеского пути. В Вашем случае надо обязательно более детально объяснить священнику, у которого Вы исповедуетесь и которому доверяете, что с Вами происходит. Чтобы приучать себя к духовному руководству, без которого очень трудно что-либо правильно устроить в духовной жизни. Только он в реальном общении через Таинства Церкви сможет разрешить некоторые Ваши недоумения. Если это не возможно, то обратиться в монастырь, где есть опытные духовники.
Это может быть одним из таких «сигналов», но не главным и не обязательным. Неуспех в мирской жизни, в той или иной ее сфере, скорее должен побуждать нас не к бегству из мира, а к покаянию и смирению, возвращающим нам мир с Богом и Его благодатную помощь в наших нуждах. Лучше, когда человек приходит в обитель не от недостатка, а от избытка: не в результате жизненного краха, а по любви к Богу, ради которой он готов оставить все самые значительные житейские блага и даже, так называемую, «земную любовь». Любовь к Богу, достигшая в нас той меры, что уже невозможно делить свое сердце между Господом и кем-то или чем-то другим, и есть главный и обязательный признак призвания к монашеству. Это призвание выражается в конкретных вещах: любви к молитве и чтению аскетических творений Святых отцов, восхищении жизнью православных подвижников и стремлении им подражать, неутолимой жажде чистоты душевной и телесной. Судьбы Божии неисповедимы, мы не можем заранее и до конца знать о себе волю Божию. Она открывается нам постепенно, настолько, насколько мы ей предаемся. Но мы можем искренне и усердно молиться, чтобы над нами совершилась воля Божия, благая и истинная, и тогда в ответ на наши прошения Господь направит течение нашей жизни безошибочным, именно нам соответствующим путем.
Здравствуйте, Андрей!
Если Вы живете в Томске, то начните с участия в молитвенной жизни
монастыря, т.е. ходите на богослужение в субботу вечером и воскресенье
утром. Ядром монашеской жизни является молитва, и если Вы почувствуете к
ней вкус, то это один из важных признаков призвания к монашеству. Далее
можно попросить у игумена обители какое-нибудь послушание: помочь во
внебогослужебное время с уборкой храма или территорией обители, или
что-либо еще. Это даст Вам опыт приобщения к той жизни, которой живут в
монастыре между службами. Если и это не отобъет желание к монастырской
жизни, через какое-то время можно попроситься пожить в обители
неделю-другую, чтобы более глубоко погрузиться во внешне простую, но
глубокую и внутренне удивительную монашескую жизнь. Остальное узнаете по
ходу.
Мы рады каждому. Но важно понимать, что монашеская жизнь - это подвиг,
требующий от человека решимости и мужества. Вот и проверьте себя, Ваш ли
это путь. Убедиться в этом можно только на деле, к которому я Вас и
призываю.
Желаю помощи Божией!
Из ваших слов видно, что вы осознали неправильность своей жизни и от этого потеряли мир в своем сердце. Но именно это и прекрасно, потому что с осознания своей болезни начинается любое излечение. Чтобы обрести тот мир и покой, который вы потеряли нужно по слову Священного писания придти к Богу «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». Путь к Богу начинается с покаяния. Для того чтобы принести покаяние и примирится с Богом не обязательно бросать свою семью и уходить монастырь. Начните с покаяния. Начните читать Священное Писание, где для вас откроются совершенно иные правила жизни. Начните жить по заповедям Господним, которые должны стать основой вашей жизни. И когда утвердитесь сами в христианской жизни, приведите к этому и свое семейство.