Разное
Человекоугодие - это страсть, тонко уводящая от истинного служения Богу! Нам заповедано Господом любить ближнего как самого себя, но можно любить ближнего, служить ему усиленно, но не ради Бога. Все дело в том, какое настроение лежит в основе этой любви. Как можно различить одну любовь от другой? Любовь христианская обычно не сразу возжигается в сердце. Здесь всегда на первом месте Господь, Его пример жертвенной и бескорыстной любви к роду человеческому, и проявления такой любви всегда очень сдержанны, душеполезны, плодотворны.
Любовь же человекоугодническая всегда имеет в основе своей какую-нибудь страсть: или это приятность плотская, или родственная, или симпатия, или почтение к человеку из-за его высокого положения в обществе, то есть вначале стоит желание угодить человеку ради того, что мы его выделяем как-то в сравнении с другими в данный момент и нам хочется иметь о себе его приятное мнение. Эти разные помыслы бывают едва уловимы, но они-то и составляют внутренний толчок к тому, что вдруг появляется желание послужить человеку, успокоить его, порадовать чем-либо. Чаще всего в таких случаях, если встречается какая-либо преграда со стороны христианских заповедей, то легко ее нарушают, и "ради любви" часто серьезно преступается установление Церкви и наносится оскорбление Самому Господу. При человекоугодии мы поставляем ближнего впереди Бога и служим ему ради своей собственной выгоды, опираясь на свою нечистую человеческую доброту, часто совершенно забывая на это время о Боге. Но хуже всего, что мы сами в то время думаем и другим даем понять, что мы это делаем по заповеди, по христианскому своему милосердию.
«Если бы я и поныне угождал людям, – говорит апостол, – то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1: 10). Если человек думает не об угождении Богу, а об угождении людям, если для него главное — человеческое одобрение, то он, по сути, перестает быть христианином. Если он находится в обществе, где ценят христианские добродетели, он будет исполнять заповеди — по видимости. А если он окажется в другом обществе, в котором евангельские добродетели ничего не значат, то будет стараться угодить окружающим каким-нибудь другим образом — скажем, показать, что он энергичный, умный, практичный, одним словом, «крутой». В глазах людей, которые эти качества ценят, ему хочется выглядеть таким же, как они: мол, и я не лыком шит. А в глазах людей кротких ему нужно показаться кротким. Как ему было бы трудно, если бы и те и другие оказались вместе! Но мне кажется, что есть люди, которые умудряются угодить всем: тут же показывать и «крутизну» и кротость, тут же и милосердие и то, что им палец в рот не клади, что они всегда свое возьмут.
Человекоугодие печется сверх своих обязанностей угодить человеку, услужить ему, унизиться перед ним, исполнить любое его желание, даже противное Закону Божию. Если же лесть и угождение не принесли желаемого результата, они сменяются досадой и раздражением на человека, перед которым понапрасну унижались.
Бывают сложные жизненные обстоятельства, когда грань между любовью к ближнему и человекоугодием трудноразличима. В таких случаях нужна усиленная молитва, чтобы Господь дал дар рассуждения принять правильное решение.
Непросто заметить за собой человекоугодие и признать своим грехом, но еще труднее от него избавиться, если оно уже успело войти в привычку. Началом исправления бывает Покаяние.
Внутри звезды находится частица гроба, в котором был похоронен святой праведный Феодор Томский.
Для этого нужно его «забыть», то есть:
(1) не теребить душевную рану общением с этим человеком (пусть даже заочным: по телефону или в письмах), воспоминаниями о таком общении в прошлом, созерцанием его фотографий, беседами о нем с другими людьми и т.п.
Но (2) чтобы найти в себе силы на такое забвение, их необходимо черпать в молитве и церковных таинствах, причем молиться за этого человека не желательно, ибо это вновь будет растравлять душу; предайте его воле Того, Кто «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4), Ваша задача – спасти свою душу (в данном, конкретном искушении) от уныния, печали, маловерия, греховных «утешений».
(3) Духовное чтение: слова Божия, житий святых, аскетических наставлений – также укрепляет наши внутренние силы.
(4) Важно не сидеть без дела, труд, особенно напряженный и продолжительный, уводит нас от праздности, которая является исключительной питательной средой для всяких меланхолических переживаний.
Наконец, (5) мы должны твердо знать: «наше» от нас не уйдет, Бог обязательно пошлет то (в том числе и спутника в жизни), что утолит Вашу сердечную жажду (то есть счастье). Если же что-то уходит по той или иной внешней причине, то подлинная причина этого в том, что оно не «наше», как бы не привязано к нему было наше страстное и потому слепое и немощное сердце
Если при получении паспорта от нас не требуют отречения от Бога, Христа, от Православной веры и если оформление документа не содержит кощунственных изображений и надписей, то его получение (как и отказ от получения) никак не вредит и не помогает нашей вере и спасению души.
Церковный устав предписывает, что масло, освященное в таинстве елеосвящения (соборования) можно использовать как в пищу, так и для помазания больных мест. Поэтому греха Вы не совершили. Однако важно помнить, что соборованное масло все же не пищевая добавка, а святыня, благодатная действенность которой зависит не от количества и частоты употребления, а от меры и чистоты нашей веры, а также от степени смирения перед волей Божией, посылающей нам для нашей пользы и здоровье и болезни.