Молитва
На земле у каждого своя правда. Но у Бога одна правда для всех. Может быть, не следует полагать все силы на то, чтобы добиваться справедливости у людей, а предать все это на волю Бога, Который сказал: «у Меня отмщение и воздаяние» (Втор 32:35). Иногда нам посылаются наказания, с внешней, формальной, точки зрения, несправедливые. Но у Бога все уравновешено. Он дает нам испытания, необходимые для уврачевания наших страстей, для прощения грехов, не получивших непосредственного воздаяния, и, наконец, для того, чтобы в скорбях мы взыскали Бога, избавляющего от всякой скорби, но взыскали Его от всего сердца и ума. Примите к руководству слова Духа Святого, изреченные устами апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1: 2-8, 12).
«Царство Небесное силою (более точно в переводе с греческого –
самопонуждением) берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф
11:12). Мы всегда на что-то можем себя понудить. Не удается заставить
себя молиться, будем читать душеполезные книги, чтобы тем самым
настроить себя на молитву; не получается читать, будем размышлять о
своей нищете, в сознании собственной вины повергая себя в сердце пред
Богом. Образы восстания из расслабления и бездны грехов следует черпать
из Евангелия. Если душа наша, как расслабленный при Овчей купели (Ин
5:2-9), не имеет в себе духовной крепости и силы воли, пусть с терпением
и упованием ждет небесного Врача, не давая место в сердце ропоту и
отчаянию. Если душа наша – исполненная нечистоты душевной и телесной
блудница (Лк 7:37-48), станем со слезами окаявать себя пред Богом и
послужим ему, хотя бы телесными трудами. Если, наконец, наш внутренний
человек, как четверодневный Лазарь, уже умер и смердит (Ин 11:1-44), то и
тогда не оставим надежды, что по молитвам святых и нашего духовного
отца Господь и мертвого воскресит.
Но более всего нам нужно
блюсти себя от самооправдания, не позволяя забалтывать собственную
совесть ложными «объяснениями» своей немощи: мол слабы, устали, силы
воли нет, закономерный «период охлаждения» нас постиг или диавол одолел.
Тем самым мы списываем свое нерадение, лежащее в основе нашего
охлаждения, на кого-то или что-то вне нашей личности, нашего «Я». Должно
же поступать наоборот: чем сильнее наша немощь (в этом оксюмороне
глубокая правда, ибо эта «немощь» есть ни что иное, как плоть в
новозаветном смысле этого слова, которая «желает противного духу» Гал.
5:17), тем сильнее и беспощаднее должно быть самоосуждение, чтобы, коль
скоро естество наше не желает добровольно спасать самое себя, оно было
понуждаемо к этому нестерпимым огнем покаяния, предвосхищающим огонь
вечного мучения.
Охлаждение, конечно, попускается Богом, но,
во-первых, это связано с нашим несовершенством. Как Адам, согрешив, был
лишен рая, сделавшись неспособным к райской жизни, так и мы, имея
действующий в членах наших «закон греха» (Рим 7:25), неспособны
сохранить на долгое время ощутимую «сладость рая» – явное действие
благодати Божией. Во-вторых, Бог отнимает от нас благодатное утешение с
определенной целью: чтобы мы не превозносились и чтобы искали небесного
Отца, как маленький ребенок свою мать-кормилицу, с алчбой и жаждой (Мф
5:6).
Святая Церковь, заботясь о спасении своих духовных чад, возносит к Богу свои о них моления за каждым богослужением, иногда, вообще, обо всех, иногда о каждом в отдельности, т.е. поименно. Для поименного поминовения в церковных лавках принимаются записки, которые, в свою очередь, могут быть прочитаны либо однократно, либо в течение нескольких дней (это, так называемое, многодневное поминовение, к которому относятся Сорокоуст и поминовение при чтении Псалтири).
Они отличаются друг от друга тем, что совершаются на различных церковных службах. О людях, чьи имена записаны для поминовения на Сорокоуст, молятся священно-церковно-служители во время Божественной Литургии, а именно, во время её первой (подготовительной) части, которая называется проскомидией. Если же имя человека записано на поминовение при чтении Псалтири, то его поминают монахи во время ежедневного чтения этой книги Библии, т.е. Псалтири.
На эти поминовения может быть записано имя любого православного христианина.
Перед чтением кафизмы читаются те же молитвословия, которые помещаются в молитвослове в начале утренних и вечерних молитв (начиная «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и заканчивая троекратным «Приидите поклонимся…»). На языке Устава это называется «обычное начало». Далее читаются псалмы. Где написано «Слава» нужно читать «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (три раза), «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь». По завершении чтения кафизмы обычно читаются особые тропари и молитвы, помещенные в Псалтири. После них заканчивают «Достойно есть…» (в пасхальный период «Ангел вопияше…»), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь», «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, благослови», «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых помилуй нас. Аминь»