Крещение
B такой ситуации, когда человек не знает, крещён он или нет, и желает жить церковной жизнью, над ним совершается таинство Крещения с формулировкой "крещается раб Божий (имя рек), аще не крещён...".
Нет, в нашем монастыре, к сожалению, не крестят. Покрестить ребенка Вы можете в любом приходском храме.
Хорошо бы уточнить – кем, как, и при каких условиях она была "погружена". Не всякое такое погружение Церковь считает действительным. Считается, что в случае смертельной опасности и когда нет возможности пригласить священника, крещение может совершить любой православный христианин или христианка через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа. В таком случае человек будет считаться крещённым, но при первой же возможности он должен принять миропомазание от священника и причаститься. Если же есть какие-либо сомнения в том, правильно ли было совершено такое крещение, то тогда необходимо принять крещение в храме от священника.
Когда человек заболевает, то как бы ни тяжела была болезнь, какая бы часть тела у него не заболела, он обращается к врачу за помощью, преодолевая возможный стыд. Лечение может быть болезненным, но, зная, что оно принесет пользу, человек готов терпеть и неприятное лечение, и горькое лекарство. Точно также и в духовной жизни, ведь грех – это болезнь, которая, если ее не лечить, может привести к гибели души человека. Так не оттягивайте лечение! Священник – не судья, а каяться Вы будете Милостивому Богу, Который ждет Вашего обращения и покаяния. Вспомните слова Господа о том, что на Небе радость об одном кающемся грешнике больше, чем девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. А священник – только свидетель Вашего покаяния, Вашей победы над собой, своим грехом. Если священник, принимающий Вашу исповедь, сочтет необходимым назначить Вам какую-то епитимию (чтение молитв, поклоны и т. п.) - примите это как лекарство для уврачевания Вашей израненной грехом души. Поверьте, Вы намного тяжелее наказываете себя сами бесплодными терзаниями, бегством от лечения, которое Вы получите, найдя в себе мужество быть на исповеди до конца честным, прежде всего, перед Богом и самим собой. Не откладывайте исповедь. Тем более, что Вы готовитесь к таинству святого Крещения, которое откроет Вам дверь в Церковь, где Вы будете иметь всю полноту общения с Богом. Не начинайте Свой путь к Богу с неправды. Помните, что говорит преподобный Исаак Сирин: «Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».
Уважаемый Михаил, молиться некрещеному можно и даже нужно. Но для спасения необходимо также принятие таинства святого Крещения, как сказано «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16,16). В Израиле существуют православные храмы, принадлежащие Иерусалимскому Патриархату, а также Русской Духовной Миссии. Как гражданин Израиля Вы относитесь к юрисдикции Иерусалимского Патриархата и можете обратиться к священникам этой Православной Церкви с просьбой о крещении.
Уважаемая Екатерина, в нашем монастыре крещение не совершается. На то, чтобы человек был крестным нескольких детей, а также дальним родственником крестника, канонических запретов нет.
На беседы перед крещением ребенка должны прийти его родители, так как на них в первую очередь ложится забота о его воспитании, а также крестные родители, так как во время совершения таинства крещения они за ребенка произносят обеты Богу и как обязанные дать ответ Ему должны содействовать родителям в его христианском воспитании. На беседах не возбраняется присутствовать, вообще, всем желающим.
Количество этих бесед в разных храмах может быть различно, но чаще всего проводится две беседы.
Присутствие восприемников при крещении – это древнейшее церковное установление. На крестных ложится обязанность свидетельствовать перед церковной общиной о вере новокрещенного человека, опекать и наставлять его в христианской жизни и молиться за него. Поэтому крещение не может совершаться без крестных (за исключением особых случаев: опасности смерти человека или в случае гонений на Церковь). Кроме того, при крещении детей крестные участвуют в богослужении, произнося за детей обеты, которые те сами за себя не могут произнести. В силу этого, крестить детей без крестных невозможно, и вам придется среди ваших знакомых поискать православных христиан, которые могли бы стать восприемниками ваших детей. Поиски будут значительно более легкими, если вы сами станете постоянными прихожанами одного из православных храмов и у вас, закономерно, появятся знакомые, а, возможно, и друзья в церковной среде.
Принятие таинства Крещения – важный шаг в жизни человека, к которому он в меру собственных сил сам должен готовиться; готовится, во-первых, молитвой как домашней, так и церковной (т.е. посещением церковных служб), во-вторых, чтением Священного Писания, изучением основ православной веры, заповедей Божиих, в-третьих, весьма жедательно перед крещением покаяться перед Богом за соделанные в жизни грехи, т.е. прийти на таинство исповеди. Однако и Церковь со своей стороны, заботясь о спасении каждого верующего, стремится наставить человека, приходящего ко Крещению, в истинах веры и добродетельной жизни. Для этого перед крещением проводятся особые беседы, называемые огласительными. Для всякого человека, готовящегося ко Крещению, их посещение обязательно. В различных храмах количество этих бесед и время их проведения может быть различно. Так что выбор есть, и можно попробовать найти подходящий для вашей ситуации вариант. Возможно также отложить крещение до наступления каникул или отпуска, а освободившееся от работы или занятий время посвятить подготовке ко крещению. Если же и это Вам не подходит, то остается только договариваться со священником, отвечающим на приходе за совершение Таинства крещения или с настоятелем храма, чтобы огласительные беседы были проведены с Вашей дочерью в индивидуальном порядке в удобное для нее время. Вместе с тем вызывают недоумение слова, что Ваша дочь не имеет времени ходить на службы. Если она не находит возможным несколько раз посетить храм до принятия Крещения, то как она будет ходить в церковь, когда примет Крещение. А ведь Крещение является только началом церковной жизни. Это – дверь, открывающая нам вход в Вечность, ко спасению от всякого зла и полноте общения с Богом. Ограничиться Крещением, не имея при этом намерения жить церковной жизнью, означает остановиться на пороге, что не только лишает Крещение спасительного смысла, но и делает новокрещеного псевдо-христианина особо виновным перед Богом, поскольку он данный ему дар Вечной Жизни «закапывает в землю» своего нерадения. Вообще, обязательное участие в богослужении (по меньшей мере в воскресный день) настолько важно для христианина, что Бог повелевает для этого раз в неделю отложить все свои житейские дела (4-я из 10 заповедей – Исх 20:8-11). Нужно это не Богу, а нам. Именно о богослужении произнес Иисус Христос удивительные слова: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Соборная церковная молитва, совершаемая в храме во время богослужения, быстрее всего возносит наши прошения к Богу и привлекает в нашу жизнь Его милость. Один из русских святых свидетельствовал, что одна молитва в церкви равносильна тысяче дома. Если человек посвятит Богу один день в неделю (а точнее – несколько часов), то и Господь благословит его труды в остальные шесть дней, и они пойдут гораздо успешнее.
В Церкви совершаются также Таинства покаяния (исповедь) и Eвхаристии (Св. Причастие), в которых человек может получить прощение грехов, очищение души и освящение; и участие в которых является необходимым следствием Крещения.
Человек, не посещающий храм месяцами и годами, лишает себя спасительной связи с Богом. О тех, кто не исповедуется и не причащается, Господь говорит в Священном Писании: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:53,54). Какая же польза будет человеку, если он земную жизнь свою во всем устроит, а в жизни вечной останется вне Царства Небесного?Уважаемая Иулия. Могу лишь согласиться с тем утверждением, которое вы высказываете в своем вопросе: я тоже в церковной литературе не встречал подобных препятствий для совершения таинства Крещения. Вот, например, что пишется о восприемниках (крестных) в статье «В помощь христианину. О Таинстве Крещения», напечатанной в Православном Церковном календаре издательства Московской Патриархии за 2006 год (стр. 151): «С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Восприемник или крестный родитель в день совершения Таинства Крещения обязуется перед Богом заботиться о воспитании крестника или крестницы в вере во Христа, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию и любви. В Таинстве Крещения между восприемником и крестником устанавливаются отношения духовного родства. <...> Восприемниками не могут быть неверующие, некрещеные, иноверные, несведующие в Православии, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном другого семейства. <...> Крестные родители должны преподавать крестникам духовные знания: совместно молиться, посещать богослужения, участвовать в Святых Таинствах Церкви в духе православной святоотеческой традиции изучать Священное Писание, собственным примером помогать утвердиться в благочестии, в делах добра и любви. <...> Крестным необходимо помнить, что в день Страшного Суда они воздадут Богу ответ о воспринятых от купели Крещения».