Крещение
B такой ситуации, когда человек не знает, крещён он или нет, и желает жить церковной жизнью, над ним совершается таинство Крещения с формулировкой "крещается раб Божий (имя рек), аще не крещён...".
Нет, в нашем монастыре, к сожалению, не крестят. Покрестить ребенка Вы можете в любом приходском храме.
Хорошо бы уточнить – кем, как, и при каких условиях она была "погружена". Не всякое такое погружение Церковь считает действительным. Считается, что в случае смертельной опасности и когда нет возможности пригласить священника, крещение может совершить любой православный христианин или христианка через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа. В таком случае человек будет считаться крещённым, но при первой же возможности он должен принять миропомазание от священника и причаститься. Если же есть какие-либо сомнения в том, правильно ли было совершено такое крещение, то тогда необходимо принять крещение в храме от священника.
Когда человек заболевает, то как бы ни тяжела была болезнь, какая бы часть тела у него не заболела, он обращается к врачу за помощью, преодолевая возможный стыд. Лечение может быть болезненным, но, зная, что оно принесет пользу, человек готов терпеть и неприятное лечение, и горькое лекарство. Точно также и в духовной жизни, ведь грех – это болезнь, которая, если ее не лечить, может привести к гибели души человека. Так не оттягивайте лечение! Священник – не судья, а каяться Вы будете Милостивому Богу, Который ждет Вашего обращения и покаяния. Вспомните слова Господа о том, что на Небе радость об одном кающемся грешнике больше, чем девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. А священник – только свидетель Вашего покаяния, Вашей победы над собой, своим грехом. Если священник, принимающий Вашу исповедь, сочтет необходимым назначить Вам какую-то епитимию (чтение молитв, поклоны и т. п.) - примите это как лекарство для уврачевания Вашей израненной грехом души. Поверьте, Вы намного тяжелее наказываете себя сами бесплодными терзаниями, бегством от лечения, которое Вы получите, найдя в себе мужество быть на исповеди до конца честным, прежде всего, перед Богом и самим собой. Не откладывайте исповедь. Тем более, что Вы готовитесь к таинству святого Крещения, которое откроет Вам дверь в Церковь, где Вы будете иметь всю полноту общения с Богом. Не начинайте Свой путь к Богу с неправды. Помните, что говорит преподобный Исаак Сирин: «Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».
Уважаемый Михаил, молиться некрещеному можно и даже нужно. Но для спасения необходимо также принятие таинства святого Крещения, как сказано «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16,16). В Израиле существуют православные храмы, принадлежащие Иерусалимскому Патриархату, а также Русской Духовной Миссии. Как гражданин Израиля Вы относитесь к юрисдикции Иерусалимского Патриархата и можете обратиться к священникам этой Православной Церкви с просьбой о крещении.
Уважаемая Екатерина, в нашем монастыре крещение не совершается. На то, чтобы человек был крестным нескольких детей, а также дальним родственником крестника, канонических запретов нет.
На беседы перед крещением ребенка должны прийти его родители, так как на них в первую очередь ложится забота о его воспитании, а также крестные родители, так как во время совершения таинства крещения они за ребенка произносят обеты Богу и как обязанные дать ответ Ему должны содействовать родителям в его христианском воспитании. На беседах не возбраняется присутствовать, вообще, всем желающим.
Количество этих бесед в разных храмах может быть различно, но чаще всего проводится две беседы.
Присутствие восприемников при крещении – это древнейшее церковное установление. На крестных ложится обязанность свидетельствовать перед церковной общиной о вере новокрещенного человека, опекать и наставлять его в христианской жизни и молиться за него. Поэтому крещение не может совершаться без крестных (за исключением особых случаев: опасности смерти человека или в случае гонений на Церковь). Кроме того, при крещении детей крестные участвуют в богослужении, произнося за детей обеты, которые те сами за себя не могут произнести. В силу этого, крестить детей без крестных невозможно, и вам придется среди ваших знакомых поискать православных христиан, которые могли бы стать восприемниками ваших детей. Поиски будут значительно более легкими, если вы сами станете постоянными прихожанами одного из православных храмов и у вас, закономерно, появятся знакомые, а, возможно, и друзья в церковной среде.
Принятие таинства Крещения – важный шаг в жизни человека, к которому он в меру собственных сил сам должен готовиться; готовится, во-первых, молитвой как домашней, так и церковной (т.е. посещением церковных служб), во-вторых, чтением Священного Писания, изучением основ православной веры, заповедей Божиих, в-третьих, весьма жедательно перед крещением покаяться перед Богом за соделанные в жизни грехи, т.е. прийти на таинство исповеди. Однако и Церковь со своей стороны, заботясь о спасении каждого верующего, стремится наставить человека, приходящего ко Крещению, в истинах веры и добродетельной жизни. Для этого перед крещением проводятся особые беседы, называемые огласительными. Для всякого человека, готовящегося ко Крещению, их посещение обязательно. В различных храмах количество этих бесед и время их проведения может быть различно. Так что выбор есть, и можно попробовать найти подходящий для вашей ситуации вариант. Возможно также отложить крещение до наступления каникул или отпуска, а освободившееся от работы или занятий время посвятить подготовке ко крещению. Если же и это Вам не подходит, то остается только договариваться со священником, отвечающим на приходе за совершение Таинства крещения или с настоятелем храма, чтобы огласительные беседы были проведены с Вашей дочерью в индивидуальном порядке в удобное для нее время. Вместе с тем вызывают недоумение слова, что Ваша дочь не имеет времени ходить на службы. Если она не находит возможным несколько раз посетить храм до принятия Крещения, то как она будет ходить в церковь, когда примет Крещение. А ведь Крещение является только началом церковной жизни. Это – дверь, открывающая нам вход в Вечность, ко спасению от всякого зла и полноте общения с Богом. Ограничиться Крещением, не имея при этом намерения жить церковной жизнью, означает остановиться на пороге, что не только лишает Крещение спасительного смысла, но и делает новокрещеного псевдо-христианина особо виновным перед Богом, поскольку он данный ему дар Вечной Жизни «закапывает в землю» своего нерадения. Вообще, обязательное участие в богослужении (по меньшей мере в воскресный день) настолько важно для христианина, что Бог повелевает для этого раз в неделю отложить все свои житейские дела (4-я из 10 заповедей – Исх 20:8-11). Нужно это не Богу, а нам. Именно о богослужении произнес Иисус Христос удивительные слова: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Соборная церковная молитва, совершаемая в храме во время богослужения, быстрее всего возносит наши прошения к Богу и привлекает в нашу жизнь Его милость. Один из русских святых свидетельствовал, что одна молитва в церкви равносильна тысяче дома. Если человек посвятит Богу один день в неделю (а точнее – несколько часов), то и Господь благословит его труды в остальные шесть дней, и они пойдут гораздо успешнее.
В Церкви совершаются также Таинства покаяния (исповедь) и Eвхаристии (Св. Причастие), в которых человек может получить прощение грехов, очищение души и освящение; и участие в которых является необходимым следствием Крещения.
Человек, не посещающий храм месяцами и годами, лишает себя спасительной связи с Богом. О тех, кто не исповедуется и не причащается, Господь говорит в Священном Писании: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:53,54). Какая же польза будет человеку, если он земную жизнь свою во всем устроит, а в жизни вечной останется вне Царства Небесного?Уважаемая Иулия. Могу лишь согласиться с тем утверждением, которое вы высказываете в своем вопросе: я тоже в церковной литературе не встречал подобных препятствий для совершения таинства Крещения. Вот, например, что пишется о восприемниках (крестных) в статье «В помощь христианину. О Таинстве Крещения», напечатанной в Православном Церковном календаре издательства Московской Патриархии за 2006 год (стр. 151): «С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Восприемник или крестный родитель в день совершения Таинства Крещения обязуется перед Богом заботиться о воспитании крестника или крестницы в вере во Христа, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию и любви. В Таинстве Крещения между восприемником и крестником устанавливаются отношения духовного родства. <...> Восприемниками не могут быть неверующие, некрещеные, иноверные, несведующие в Православии, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном другого семейства. <...> Крестные родители должны преподавать крестникам духовные знания: совместно молиться, посещать богослужения, участвовать в Святых Таинствах Церкви в духе православной святоотеческой традиции изучать Священное Писание, собственным примером помогать утвердиться в благочестии, в делах добра и любви. <...> Крестным необходимо помнить, что в день Страшного Суда они воздадут Богу ответ о воспринятых от купели Крещения».
Церковь всегда существовала на добровольные пожертвования верующих. В Деяниях Апостолов мы читаем, как первые христиане продавали все свое имущество и вырученные деньги жертвовали для содержания общины. В более поздние времена верующие приносили в храм все, что нужно для богослужения: свечи, масло, вино, просфоры и т.д. Сейчас установилась практика вносить пожертвования в виде денежного взноса при совершении Таинств и треб. Что касается Таинства Крещения, то в одних храмах размер пожертвования определен, а в других храмах верующие вносят ту сумму, которую сами захотят. Но в любом случае, если у человека нет возможности ничего внести, то священник обязан совершить над ним Крещение, не требуя никаких денег.
Самое главное условие принятия Таинства крещения – это вера во Христа. По словам великого проповедника евангельской истины апостола Павла: "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим 10:17). Поэтому, чтобы утвердиться в подлинной вере в Бога, необходимо о ней узнать. И самым главным источником такого познания является слово Божие, то есть Библия; в первую очередь, святое Евангелие. Начните читать Новый Завет, первой и главной частью которого является Евангелие. Если оно тронет Ваше сердце, это и есть "симптом" наличия у Вас веры, на которой только, как на фундаменте, и можно "строить" "отношения с Богом", то есть, церковную жизнь. Крещение является лишь началом этих отношений. Поэтому, вторым условием крещения должна быть готовность их продолжать, то есть жить в соответствии с евангельской истиной, как живой и полноценный член той Церкви, которую создал Спаситель мира (Мф 16:18). О новой, духовной, жизни, открывающейся человеку, вступающему посредством крещения в Церковь, позволяют лучше узнать особые огласительные беседы, которые проводятся при каждом приходском храме для желающих креститься. Священнослужители или квалифицированные катихизаторы на этих беседах ответят на Ваши вопросы. Наконец, для совершения крещения требуется наличие восприемника (крестного отца или матери), – своего рода, старшего (в смысле "стажа" церковной жизни) товарища, который мог бы помочь, особенно на первых порах, практически "войти" в жизнь Церкви. Восприемника следует искать среди прихожан православных храмов, а для этого уже сейчас, еще до крещения, хорошо бы начать посещать церковь и молитвенно участвовать в богослужении, а также во внебогослужебной приходской жизни. Это сблизит Вас с церковными людьми и позволит среди братьев и сестер по вере найти того, кто решится взять на себя ответственность быть Вашим восприемником при крещении. Все остальные, "технические", детали совершения Таинства святого крещения Вы сможете узнать на огласительных беседах и в общении с прихожанами.
Вообще, в монастырях в силу особого строя их жизни, не принято крестить, равно как и венчать, отпевать и совершать большинство церковных треб. Все это – специфическое содержание служения храмов приходских. "По-настоящему", как Вы выражаетесь, можно совершить Таинство крещения в любом храме. В настоящее время, практически, во всех храмах Томска и его окрестностей Крещение совершается полным погружением после цикла обязательных огласительных бесед.