Архимандрит Силуан (Вьюров). Слово при наречении во епископа, 15 марта 2013 г.
Архимандрит Силуан (Вьюров). Слово при наречении во епископа, 15 марта 2013 г.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые святители Церкви Христовой!
Промыслом Божиим через избрание Священного Синода призываясь к архипастырскому служению, с глубоким изумлением взираю я на величие совершаемого ныне со мной. «Кто я?» — хочется воскликнуть мне вместе с пророком Моисеем (Исх. 3:11), — чтобы вести народ Божий из духовного рабства к «свободе славы детей Божиих» (Рим. 8:21).
На заре своей жизни я не знал Бога и был лишен радости детского, непосредственного и органичного, опыта богообщения. В юношеском возрасте душа моя томилась и изнемогала в поиске последней правды бытия, которой можно было бы без остатка посвятить свою жизнь. И всеблагой Бог, желающий, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), взыскал погибающую от отчаяния мою душу (Мф. 18:11): мне, пребывающему «во тьме и сени смертной, воссиял свет» (Мф. 4:16) богоразумия.
Изведав в меру своей нищеты духовной и любовь Божию в ее неотмирном совершенстве, мое сердце преисполнилось благодарностью Владыке неба и земли, которая с первых дней вхождения в Церковь родила во мне неистребимое стремление всего себя отдать на служение Богу во всецелом послушании Его святой воле. Это стремление привело меня к монашеству и священству, а ныне призывает к высочайшему архиерейскому служению.
Не утаю от вас, досточтимые святители, что меня всегда страшила мысль о самой возможности быть епископом. Епископ — это ангел своей церкви, который должен быть пред Богом молитвенником за паству, а для паствы — вестником божественной истины, как словом, так и делом. Причем святительское делание осуществляется нередко посреди «отчаянных обстоятельств» (2 Кор. 4:8), о которых красноречиво свидетельствует апостол Павел. Своим ученикам, а в их лице и преемникам апостолов — епископам, Господь дает приобщаться Своей чаши (Мк. 10:39). Но это та чаша, горечь которой побуждала Самого Спасителя мира в Гефсиманском молении просить Небесного Отца, если возможно, «пронести чашу сию мимо» (Лк. 22:42). Это — чаша умирания со Христом «за други своя» (Ин. 15:13). И что может укрепить в этом умирании, как не вера в утвержденный животворной победой Богочеловека непреложный духовный закон: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11)?! Последние же сомнения умолкают при звуках сладкого голоса Христа: «любишь ли ты Меня?.. паси овец Моих» (Ин. 21:16).
Видя все несовершенство души моей, обремененной многими грехами и немощами, сознавая ограниченность собственного ведения и сил, смиренно взыскую в предстоящих архипастырских трудах благодатной помощи небесных заступников Томской земли: святителя-миссионера Макария (Невского), в бытность управления обширной Томской епархией многократно посещавшего и пределы новообразованной епархии Колпашевской, праведного Феодора Томского, к чьему молитвенному предстательству я прибегал непрестанно в годы управления Томским Богородице-Алексиевским монастырем. Питаю уверенность, что не останется без плода для дела созидания Церкви и кровь новомучеников и исповедников Российских, которой обильно полита земля Нарымского края, составляющего духовное средоточие Колпашевской епархии.
Обращаясь мыслью от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей, уповаю иметь мудрых и любвеобильных наставников, прежде всего, в Вашем лице, Ваше Святейшество, а также в лице главы новообразованной Томской митрополии, Высокопреосвященного владыки Ростислава.
Мой путь служения Богу начался в родном мне Калининграде, где само зарождение и развитие церковной жизни есть плод деятельного попечения Вашего Святейшества, на протяжении почти трех десятилетий управляющего Калининградской епархией. Будучи многие годы малым членом Вашей калининградской паствы, я навсегда приобрел в лице ее Предстоятеля высокий пример мудрого, многогранного и неутомимого служения Церкви, которым вдохновляюсь и в собственных скромных трудах.
Питаю сыновнюю благодарность архиепископу Томскому и Асиновскому Ростиславу, который был первым священником в моей жизни и от рук которого я принял Таинство Крещения, монашеский постриг и благодать священства.
Смиренно принимая благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определение Священного Синода об избрании меня епископом Колпашевским и Стрежевским, со страхом и трепетом прошу Вас, святители Божии, вознести молитвы о том, чтобы мне быть «добрым пастырем» словесного стада Главы Церкви Христа и чтобы не оскудела во мне решимость полагать жизнь свою за овец своих (Ин. 10:11). Не вижу для себя большей награды в предстоящем служении, чем иметь дерзновение в последний и страшный день всемирного Суда Господня, пребывая посреди своей паствы, сказать: «Се аз и дети, яже ми даде Бог» (Ис. 8:18).