Святыни
Святыни монастыря
![]() |
Главной святыней обители являются мощи святого праведного старца Феодора Томского, которые почивают в Алексиевском приделе монастырского храма. Святой праведный Феодор был прославлен в лике сибирских святых в 1984 году. Обретение мощей состоялось 5 июля 1995 года, тогда же они были перенесены в храм и положены в специально изготовленный ковчег. В 2001 году подмосковными резчиками была изготовлена новая рака, в которой ныне почивают мощи святого. Выполненная в лучших традициях древнерусского церковного искусства новая гробница стала не только достойным вместилищем святыни, но и украшением храма.
Случаи благодатной помощи старца были засвидетельствованы еще при жизни Феодора Кузьмича, многочисленны они и после его блаженной кончины. И в наше время в обители ведется летопись, куда записываются свидетельства об исцелениях по молитвам святого праведного Феодора.
|
![]() |
Чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы до революции являлся главной святыней монастыря. Именно этому образу был посвящен центральный алтарь монастырского храма, начиная с основания обители на реке Киргизке в 1605 году. На протяжении долгой истории обители храмы возводились многократно: несколько раз деревянные, наконец, каменный,– однако всегда их главный престол был посвящен Казанскому образу Царицы Небесной. К сожалению, в годы революции местночтимая икона была утрачена. Потому-то на протяжении многих лет найти достойную замену той древней святыни было заветной мечтой братии монастыря. Несмотря на обилие Казанских икон, находящихся в антикварных магазинах и частных коллекциях, сделать это оказалось не так просто. Образ должен быть древним, «намоленным», а также соответствовать первообразу своими размерами и иконографией. Поиски длились долгое время. Наконец, нужная икона была найдена в собрании одного из московских коллекционеров. Она соответствововала всем этим требованиям и, кроме того, отличалась высокой художественностью, особо отмеченной в заключении экспертов московского музея иконы им. Андрея Рублева. |
![]() |
Обретение этого образа важно и потому, что Казанская икона Богородицы всегда воспринималась как Заступница Земли Русской, ведь ею неоднократно благословлялось русское воинство для победы над внешним врагом. А поскольку христиане – это духовное воинство Христово, авангардом которого является монашество, то теперь эта святыня призвана укреплять братию обители и всех томичей в духовной брани за небесный удел.
Торжественное перенесение обретенной иконы в Томскую обитель пришлось как раз на Казанскую, в ноябре 2004 года. Ко встречи святыни монастырь приготовился особенным образом, сделав Царице Небесной, которая даровала обители свою святыню, своеобразное приношенние – в иконописной мастерской монастыря специально была написана большая икона-оклад «Похвала Богородицы». На ней вокруг средника со старинной Казанской иконой изображены пророки, держащие свитки с пророчествами и символические предметы – ветхозаветные прообразы, предуказывающие служение Девы Марии, рождение от Нее Бога Слова для спасения человеческого рода: Моисей держит Неопалимую купину, Гедеон – руно орошенное, Иаков – лестницу, Даниил – Гору несекомую, Исайя – клещи.
Другим приношением, теперь уже от лица всех томичей, стал резной киот для новой святыни, сооруженный на пожертвования благотворителей монастыря и прихожан томских храмов.
|
![]() |
Еще одна святыня обители – икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей – лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви, который посвящен этому святому. Частица мощей преподобного Алексия была передана монастырю одним из московских храмов по ходатайству правящего архипастыря Томской епархии архиепископа Ростислава. А сама икона, в которой ныне хранится частица мощей, была написана ранее томским иконописцем Юрием Родионовым. |
![]() |
По обеим сторонам храмовой Казанской иконы Богоматери располагаются изготовленные томскими мастерами два ковчега с мощами святых. В одном из них помещены частицы мощей 12 Оптинских старцев. Эти мощи были переданы Богородице-Алексеевскому монастырю одним из насельников Свято-Введенской Оптиной пустыни, который начинал свой иноческий путь послушником Томского монастыря, а затем в Оптине принял монашеский постриг. Оптинские старцы, на протяжении столетия ведшие своих современников путем подлинной жизни во Христе, духовно вошли и в жизнь томской обители, восполняя наше несовершенство своей благодатной помощью. |
![]() |
Второй мощевик появился в обители недавно. Он был изготовлен к празднованию дня Всех святых уже в этом, 2005 году. В нем помещены частицы мощей двадцати святых, своим подвигом явивших все роды святости. Этот сонм угодников Божиих, пребывающих своими мощами в монастырском храме, возглавляет святой Предтеча Господень Иоанн – родоначальник монашеского образа жизни, духовное величие которого засвидетельствовано Самим Христом. За ним следуют еще два очевидца земной жизни Спасителя – Лазарь Четверодневный, воскрешенный Христом, и священномученик Игнатий Богоносец, которого ребенком, по преданию, держал на руках Сам Господь. Чин мучеников, вместе со святым Игнатием представлен святой великомученицей Евфимией Всехвальной; чин святителей – Никитой Новгородским, имевшим особую власть над нечистыми духами, Феодосием Черниговским, Тихоном и Митрофаном Воронежскими, Димитрием Ростовским, Филаретом и Иннокентием Московскими. Наряду с ними в ковчеге находятся частицы мощей преподобных Иова Почаевского и Нила Столобенского, блаженных Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского. |
![]() |
Еще одной святыней, тесно связанной с историей обители, является икона с мощами Трех Святителей –Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 19 веке в Богородице-Алексиевском монастыре существовала домовая церковь в честь этих великих учителей Церкви и защитников Православия. Нынешняя братия монастыря надеется восстановить этот храм в новом корпусе, который планируется возвести на том самом месте, где некогда находился архиерейский дом с трехсвятительской церковью. |
![]() |
В левом приделе монастырского храма в напольном киоте помещена еще одна святыня томской обители – новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года. Первые признаки мироточения появились в Лазареву субботу – по иконе стекало шесть струек; маслянистая жидкость истекала из глаз всех трех ангелов. По прошествии нескольких дней, накануне Благовещения, когда очевидным стал чудесный, сверхестественный характер этого явления, о мироточении было объявлено с амвона. На протяжении следующих трех дней, до Страстной Пятницы, когда мироточение прекратилось, люди сплошным потоком шли к этой иконе.
Явление мироточения хорошо известно в Православной Церкви. Знаменательно, что это чудо совершилось в дни Страстной Седмицы, когда перед лицом страданий Небесного Искупителя особенно остро обнажаются наши собственные грехи, о которых, быть может, и напомнили томичам божественные слезы на монастырской иконе. Именно икона Живоначальной Троицы была прислана царем Борисом Годуновым в благословение нашему городу при его основании. В год, когда Томск отмечал четырехсотлетний юбилей, Бог-Троица вновь явил о нас Свое попечение, побуждая отметить этот исторический рубеж не только внешним благоукрашением, но и духовным преображением в свете Христовой правды.
|