Воспоминания купца Хромова о старце Феодоре
* * *
В 1859 году больного родного моего брата Арсения привезли из Канска в Томск. Болезнь его была «Евангельское беснование». Много служили молебнов, отчитывали – мучение не уменьшалось. Один только раз, когда Преосвященный Парфений вечером привёз к нам в дом икону Скорбящей Божией Матери из домовой церкви, и отслужили акафист Божией Матери, тогда мучение брата прекратилось, и он сделался в совершенном рассудке. Упав в ноги Преосвященному, он благодарил, говоря, что чувствует, слава Богу, себя совершенно здоровым, и что мучители его удалились: он их не видит и не слышит. А когда увезли икону Божией Матери, то чрез несколько минут опять стал мучиться.
В мае месяце я вздумал съездить на Красную Речку к старцу Федору Козмичу: просить его молитв, чтобы Господь помиловал от такого мучения брата, и старец дал мне сухариков. Приехавши в Томск, стали давать брату сухарики, и с ним сделался понос, а чрез три дня брат сделался здоровым совершенно, в свежей памяти, и нет никакого признака ни болезни, ни мучений. И вот, по милости Божией и Пречистой Его Матери, молитвами старца, от его сухариков брат сделался здоров, но, к сожалению, это было не долго: только две недели. В это время он постился по совету Преосвященного Парфения, но как только приобщился Святых Таин в домовой церкви, опять сделался по прежнему болен: потому видно, что при исповеди не было чистого раскаяния. Об этом я слышал так от великого старца.
* * *
В 1867 году в Санкт-Петербурге был у меня на квартире столоначальник 3-го Департамента Правительствующего Сената Петр Васильевич Успенский. Пожаловался он, что у него часто болят зубы. На это я ему предложил: «Если Вы веруете в Бога и Его угодников, то по вере Вашей великий раб Божий Федор Козмич молитвами своими и данной ему благодатью Вас исцелит». Он просил меня, чтобы я дал ему воды с зубка великого старца, которую я ему и дал. Он при мне выпил ее у меня на квартире, пошел домой и вскоре был исцелен. Видя такое над собою чудо, он выпросил у меня портрет великого старца.
После того прошло много времени, часто я виделся с ним – он совершенно сделался здоров.
* * *
В начале 1868 года, бывши в Москве, мне нужно было быть у протодиакона Успенского собора Ивана Васильевича Ефимова, который просил меня, чтобы я дал ему воды с зубка великого старца Федора Козмича, говоря, что часто болит горло и очень мешает ему петь по его должности. Воду ту я послал ему с живописцем Апполинарием Якимовым. По приезде в другой раз в Москву увиделся я с ним, с Ефимовым, и он рассказал мне, что горло исцелилось следующим образом: когда он выпил присланную воду с зубка великого старца, то болезнь его от горла спустилась в левую руку, и образовался боляток или чирий, из которого вышла материя. Тем и прошла болезнь от горла, и сделался он совершенно здоровым.
* * *
Проезжая в феврале месяце 1869 года чрез Белоярскую станицу был я у казаков Семена и Матвея Сидоровых, где устроена была в последние дни жизни великого старца Федора Козмича для него келия. Тут я видел жителя города Ачинска, который рассказывал мне при Семене Николаеве вот какое чудо: он очень жалел, что когда был жив старец Федор Козмич, то но не удостоился видеть его лично, и просил Господа увидать его хотя бы во сне. А в первый день Пасхи 1868 года рано во время заутрени он идет (не запомнил из дома на пасеку, или с пасеки в город), вдруг попадается ему навстречу старец, украшенный сединами, в белой длинной рубашке, с посохом в руках и спрашивает старец жителя города Ачинска: «Куда, любезный, идешь?» Он сказал: туда-то. То старец и сказал ему: «Поди с Богом». Так и разошлись, оба пошли по своей дороге или тропинке, которая вела в путь. На Пасхе же этот гражданин приезжает в Белоярскую станицу, приходит к Семену Николаевичу и видит портрет старца и говорит этот случай, что он в первый же день Пасхи рано утром видел этого старца, идущего с посохом в таком-то месте, и очень обрадовался, что Господь удостоил его видеть не во сне, а лично по смерти уже через 4 года!.. И к этому чуду другое, удостоверяющее чудо. Приходят они в келию, гражданин видит в келии посох и говорит: «Вот старец попался с этим посохом в руках». И что же оказывается? Видят конец посоха в свежей грязи: тогда как старец живой никогда не бывал с этим посохом в руках, и никто его не выносил из келии; ранее сего, этим посохом исцелилась женщина от паралича.
* * *
В июне месяце 1869 года приезжал на заимку чиновник Воскобейников в гости. Он был болен, а жена его, купавшись в речке Ушайке, нечаянно потеряла два золотых кольца с руки. Когда уже надо было ехать в город, она спохватилась, что нет двух золотых колец на руке, но дело было уже вечером: искать их она не сочла возможным, с горестию поехала домой. Я был с семьей своей в городе; они попадаются на встречу недалеко от заимки: остановили нас, и супруга чиновника с горестию рассказывает, что она потеряла два золотых кольца, в том числе одно было обручальное, которое всего ей дороже. Погоревали мы, сказали, что завтра поищем, но как искать? Не знали места, где она уронила, она и сама не знала, где и на каком месте, да и вода мутная после дождя: чего можно видеть? Приехали домой, погоревали. Поутру пошел зять Иван Григорьевич купаться, а плотник, работавший на заимке, поехал чрез Ушайку. Зять и говорит ему: «Вчера купалась здесь барышня и потеряла два золотых кольца. Вот нужно бы поискать». Плотник раздевается, идет в речку, в которой не видно по мутности воды дна, опускает ко дну руку и вытаскивает одно кольцо. Также делает и в другой раз, достает и другое кольцо... Вот какое чудо! Великий раб Божий не допускает, чтобы роптали и бывшие посетители, утешает и их молитвами: нашлись кольца.
* * *
Вот что раба Божия Домна Карповна, Христа ради юродствующая сказала мне в исходе августа 1871 года такими словами: «Мало ли что народ говорит, нельзя слушать! Вот говорили про старца, который у Вас жил, что он раскольник и другой веры, но я знаю что он святой! Когда он жил в саду в келии, я была очень больна и осталась ночью в саду затем, чтобы пойти к нему и исцелиться от болезни, и начала стучать в двери, и он только отворил дверь мне, и я только взошла на порог его келии, и он исцелили меня... Святой старичек!» И много раз говорила она: «У святого старца могилка растет!..» При этом скажу, и сама Домна Карповна великая раба Божия святая.
* * *
В 1874 году в апреле месяце подряжены были плотники и каменщики для исправления келии великого старца Федора Козмича на заимке: подвести фундамент и подрубить несколько рядов, и обштукатурить, и обшить тесом, перебрать полы, потолки, скласть новую печь. По контракту начали работать с 1 мая по 8 июня. Господь помог поставить келию на фундамент, и вот дивное дело Божие или великие чудеса творятся великим рабом Божиим: как только поставлена келия на фундамент, так открыл Господь на заимке вблизи от келии источник минеральных железных вод в берегу Ушайки речки. Но надобно сказать, что каждый год отрывало берега во время весенней воды, и я, грешный человек, роптал, даже просил молитв великого старца, чтобы не отрывало берега, потому что этот берег и земля принадлежали Феодоровскому будущему монастырю. Но Богу угодно было, чтобы из под этой земли, которая отрыта водой, потек источник железных минеральных вод, по разложении аптекарем Делем. В этой воде есть железо, соль, сера, сода и магний. Источник во исцеление болезней нас грешных!.. Этой водой исцелился я, грешный, от пятилетней болезни: принимал ванны и пил эту воду. Благодарю Тебя Владыка Царь Небесный. Благодарю Тебя, Пречистая Божия Матерь, что молитвами великого старца Федора посылается нам, грешным, великое милосердие! Пошли, Господи, силу благодати этой воде целить душевные и телесные наши язвы греховные! Благодарю Тебя, великий раб Божий, что не оставляешь нас, грешных!
* * *
В 1877 году в феврале месяце заболела дочь Зиновия и была очень больна. Стали лечить: доктор, а затем два доктора стали ездить. Болезнь усилилась, и доктора стали признавать болезнь очень опасною: воспаление в желудке, лихорадка и горячка. В таком была положении дочь была долгое время: на спине и на боку были пролежни, и была долгое время недвижима. Доктора ездили по два и по три раза в день, и никак не думали, чтобы она выздоровела, но она сама стала просить, чтобы я дал ей воды с зубка великого старца Феодора Козмича, и я стал ее поить этой водой и поил несколько раз. По милости Божией ей стало получше, и после того просила и пила много раз с услаждением и по молитвам великого старца Феодора Козмича, данной благодатию ему от Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Божией Матери дочь Зиновия от тяжкой и неизлечимой болезни исцелилась.
* * *
Вот что рассказывал про себя здешний житель Нестор Михайлов: прежде он занимался плотничьей работой и у меня на заимке строил дом, а ныне он занимается торговлей птиц на базаре. Прежде он испивал немного водки, а потом уже и пристрастился к ней и не мог уже переносить такой страсти болезни, а обременен семейством, он и стал просить великого старца Феодора Козмича избавить его от страсти винной его святыми молитвами. Раз и видит во сне великого старца, который ему строго начал говорить об этом, а Нестор Михайлов его просит избавить. Старец и сказал ему: «Только ради твоего семейства, детей, ну, неси же меня» – и будто бы великий старец взялся за него сзади за спину, и он понес, и так ему тяжело было – насилу он нес и проснулся и молитвами его Бог избавил страсти пьянства.
* * *
Слова великого старца Федора Козмича, сказанные мне, Хромову: «Любезный, во всяких языцех делая правду, приятен Богу».
1874 года сентября 29-го числа намеревался я с завтрашнего дня отводить межу и копать межевые ямы, чтобы разграничить монастырскую землю или местность. Я хотел начать работы от Ушайки по поскотине (пастбище около деревни). На 30-е число вижу во сне Государя и прошу Его, чтобы Он благословил меня на это дело. Он сказал: «Бог благословит» – и в 30-е число начали копать ямы по поскотине от Ушайки. Когда было нужно вести линию и копать ямы у дороги городской за поскотиной к мостовой речке, то вижу во сне, кто-то дает мне большие золотые империалы, вроде плоских больших самородок без породы; но не чеканены, а такие, как старинные деньги медные 10 коп. Когда нужно было вести линию за Заварзинской дорогой за канавой в гору граничные ямы, то в эту ночь вижу во сне большую рощу высокую, но не знаю, какие деревья, только листья золотые, продолговатые, как на тополе. Я смотрел с большим удивлением и веселостию. А когда уже было нужно проводить линию ямы и разлиновывать опять к речке мостовой, то на эту ночь вижу опять во сне Государя с сыном небольшим и племянником, и сын, и племянник обнимались и прижимались друг к другу, а Государь подошел и взял от племенника сына к себе.
* * *
Виденное во сне 29 сентября 1874 года. Когда нужно было отводить под Феодоровский монастырь на заимке землю, виденное во сне было изложено в письме и послано в Москву Арзамасцеву и получено от него на это следующее разъяснение или толкование. «Это толкование, которое Вы изложили, означает следующее: межевать землю под монастырь означает утверждение и благословение, что это непременно вам должно Вам сделать. Империалы – есть время царствования, но так как нет на этих монетах штемпелей, то неизвестно, когда Бог благословит, в какое царствование, устроить обитель и положить закладку такому великому событию, потому что жетон времени, как Вы сами знаете, чеканить надо. Видеть дивные деревья с золотыми листьями означает то, что не было примера в мире в подвигах и отвержении славы человеческой такой, которую устроил с собой старец. Притом Вы знаете, что в природе нет золотых листьев на деревьях, но духовно старец все устроил, а потому и обитель Феодоровская будет окружена славой и чудесами небывалыми в мире. Видеть Государя, сына и племянника, означает указ разрешения устроить обитель, чему Вы будете свидетель. Целовать есть то, что все будет мирно и радостно. Остаюсь с восхищением за будущее событие, душевно преданный Вам Евграф Арзамасцев.
* * *
1884 г. на 3 августа ночевал на заимке секретарь семинарского управления Феофан Леонтьевич Доброленский и часу в первом ночи, когда он еще не спал, услышал на заимке необыкновенный звон больших колоколов. И звон был долго, а колокола большие, так что он мог определить большого колокола не менее 500 пудов, а на заимке и в церкви еще и колокольни покуда нет, а видно по милости Божией предвещает, что скоро и будет.
* * *
28 ноября 1887 года была у меня Колыванская купчиха Прасковья Ивановна Кривцова. В Колывани она недавно была очень больна. У нее есть портрет великого старца Феодора Козьмича. И она так говорила мне: «С верою попросила я великого старца: «Батюшка, исцели меня, грешную!» И великий раб Божий услышал молитву ее, и она без всяких лекарств в одни сутки исцелилась и стала совершенно здорова. Так она со слезами передавала мне об этом.