Кто он?
Сия есть победа, победившая мiр, вера наша.
(1 Ин 5,4)
Имя святого праведного Феодора Томского в общественном сознании неразрывно связано с именем российского императора Александра I. Проблема тождества личности, носившей в разные периоды своей жизни два эти имени, вот уже на протяжении почти полутора столетий волнует умы людей разных национальностей, самых разных социальных слоев, образовательного уровня, религиозно-философских и политических взглядов. Поражает сила, с которой эта Тайна преодолевает разломы эпох и культур, не только не теряя интереса к себе, но обретая все новых исследователей. Такая живучесть и вместе с тем соборность темы Старца Феодора, очевидно, обусловлена всеобщей, общечеловеческой значимостью ее духовных истоков.
Особая острота проблемы Император – Старец, думается, вызвана не столько уходом первого, сколько святостью последнего. И сам уход с престола отцов, отречение от Богом данной власти получает оправдание лишь в свете подвига самоотречения, увенчанного святостью. В этом смысле, положительное решение проблемы необходимо не старцу Феодору, а императору Александру. Святость не история жизни, а ее итог; не прошлое, а настоящее, причем всегда-настоящее, то есть вечное. Ценность человеческой судьбы как в очах Божиих, так и в глазах людей определяется ответом не на вопрос: кем человек был, а на вопрос: кем он стал. Важно не столько то, был ли старец Феодор императором Александром (святость Старца от решения этого вопроса не зависит), сколько то, стал ли император Александр старцем Феодором.
Нам кажется, последним вопросом и обозначается вневременное значение рассматриваемой проблемы. Ведь здесь поставлен вопрос не о перипетиях личной судьбы, а о высшей правде жизни: отказался ли император, находившийся на вершине земного могущества, от всего, что это могущество составляет – власти, богатства, славы; и, если отказался, то ради чего? Причина отречения, очевидно, оказалась сильнее власти, полнее богатства, прекраснее славы. Такой причиной была тоска по Небу, а покаяние в содеянных грехах явилось выражением этой тоски, средством ее утолить. Однако самое важное заключается в том, что тайна Император-Старец указывает не столько на силу побуждения, сколько на силу победы: здесь не только желание, но поступок; не только поступок, но успех, засвидетельствованный святостью.
Вместе с тем святость является не только кульминацией проблемы, но и важным аргументом в ее решении. Она придает судьбе человека метафизическую глубину, переводит историю жизни в бого-человеческий план. В этой – богочеловеческой – перспективе любые рассуждения о невозможности для Александра стать Феодором, о невероятности ухода теряют всякую убедительность. Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3,9). Путь к Богу определяется не психологическими мотивами, а духовными. История жизни императора Александра I – яркий пример постепенной смены душевного устроения внутреннего человека духовным, доказательством чего является обретение им глубокой веры в дни Отечественной войны 1812 года, а также всевозраставший искренний интерес к православному подвижничеству. Святость предполагает особое качество жизни, чуждое самозванству и лжи, но не перечеркивающее человеческую индивидуальность с ее неповторимыми чертами. В этом плане многочисленные факты сибирского периода жизни старца Феодора, указывающие на его императорское прошлое, приобретают еще большую убедительность. В целом биография Феодора Кузьмича дает большое количество аргументов за положительное решение проблемы тождества императора и старца, но ничего не дает против.
И все же возможно ли поставить последнюю точку в раскрытии этой Тайны? Опыт полуторавековой полемики понуждает усомниться в такой возможности. Причина подобных сомнений в следующем. Рассматриваемая проблема действительно является тайной, не только в историческом аспекте, но и по существу, – в аспекте духовном. Краеугольным камнем этой таинственности вновь оказывается святость Старца, не вмещаемая логикой рационализма. Тайна апеллирует не только к нашему разуму, но и к нашей душе. В том, быть может, и заключается высшее, промыслительное значение тайны старца Феодора, что она является своего рода испытанием веры, прозревающей глубинную, духовную сущность внешне парадоксальных событий. Именно вера как духовное видение, а не убеждения, не амбиции, думается, и дает окончательное решение проблемы тождества стоявшей за двумя великими именами личности.
Томск, 2003 г.
Игумен Силуан (Вьюров)
Опубликовано: Кто он? Император Александр I - старец Феодор Козьмич - Святой Феодор Томский. От царства до святости. Иллюстрированный альманах. Томск, 2004. С. 285-286.