Духовенство Томской епархии - Беззаветно отдать себя Творцу! Иеромонах Кирилл (Умрилов)
Духовенство Томской епархии - Беззаветно отдать себя Творцу! Иеромонах Кирилл (Умрилов)
Опубликовано: Томские епархиальные ведомости, №7 (164), июль 2012 г. С. 6-7.
Иеромонах Кирилл (в миру – Андрей Анатольевич Умрилов) родился в 1976 году в городе Колпашево Томской области. После окончания средней школы в 1993 году поступил в Томскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1998 году. В апреле 1998 года принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона, а затем - в сан иеромонаха. В 2004 году назначен настоятелем храма в селе Тогур Колпашевского района. В 2009 году указом Архиепископа Томского и Асиновского Ростислава был переведен в Томск в Богородице-Алексиевский мужской монастырь, где служит в настоящий момент. Главным послушанием в монастыре является служение келаря. С октября 2010 года несет послушание руководителя воскресной школы.
Семья
Андрей Анатольевич Умрилов родился 1 марта 1976 года в городе Колпашево. Он был средним ребенком в семье, старшей сестре Ксении на момент его рождения уже исполнилось три года. Когда Андрей справил свой девятый день рождения, в семье Умриловых появился третий ребенок - младший брат Илья.
Отец семейства, Анатолий Андреевич Умрилов, родился недалеко от села Подгорное в 1943 году и практически всю жизнь проработал на ЗАО «Металлист». Родиной матери, Марии Арсеньевны Умриловой (в девичестве Пастух), была Украина (год рождения - 1952). Почти всю свою молодость мама работала на пивзаводе, затем перешла на новое место, которым стала Колпашевская санэпидстанция. Семья ее, в отличие от родни мужа, была верующей и смогла свою глубокую христианскую веру передать и маме Андрея.
Путь веры
Андрей, также как и его мама, воспитывался строго на христианских заповедях. Во многом осознанное понимание православной веры пришло благодаря бабушке - Клавдии Ивановне Пастух, родной матери Марии Арсентьевны. Именно она своими родительскими поучениями и наставлениями помогла внуку, так же как когда-то и дочери, правильно и целостно понять христианство.
- Кому-то, - говорит иеромонах Кирилл, - веру приходится выстрадать. Я же был воспитан в вере с самого детства и не представляю даже, что значит жить вне веры.
Однако нельзя сказать, что вера досталась Андрею совсем уж просто. Он так же, как и многие православные христиане, учился и брал пример у духовных отцов современности и прошлых лет. Именно они были его первыми наставниками и руководителями в жизни во Христе. Таким благочестивым примером стал для него в свое время Патриарх Московский и всея Руси Тихон, управлявший Русской Православной Церковью в самые сложные для нее годы. Книга, повествующая об этом великом пастыре и человеке, была когда-то подарена ему бабушкой и стала неким образцом жертвенного пастырского служения на всю оставшуюся жизнь.
В то время, как вспоминает свои детские впечатления о прочитанной книге отец Кирилл, согласиться быть избранным на патриарший престол значило подписать себе самолично смертный приговор. Однако владыка Тихон, несмотря на видимые угрозы со стороны советской власти, решил идти за Христом до конца. Он стал Патриархом в самые тяжелые для православной веры годы и мужественно, несмотря на явные внешние угрозы, отстаивал свою христианскую позицию. Скончался святитель Тихон на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и факт этот тоже нельзя назвать случайным. Архангел Гавриил был когда-то послан Божией Матери, чтобы возвестить о рождении ею Спасителя мира. И как когда-то Пресвятая Дева Мария смиренно приняла решение Творца, отказавшись от всех земных благ, так и в тяжелое безбожное время святитель Тихон взял на себя смелость принять патриарший сан.
Пасхальный сон
Свое первое посещение храма отец Кирилл помнит довольно смутно, зато о своей первой в жизни Пасхе вспоминает с большим удовольствием и даже с юмором. Случилось это, когда Андрюше было уже около десяти лет. До этого времени родители, видимо, из жалости или излишней заботы, не брали сына в храм и оставляли ночевать дома. Но все "нехорошее" когда-то заканчивается. Видимо и для Андрюши наступило время, по мнению матери, первой в его жизни ночной службы.
И вот, прохладной весенней ночью он вместе с бабушкой и матерью поехал в местный храм на раннюю Литургию. Народу, как и положено в Великие праздники, в церкви было много, так что бедный Андрей, только-только переступив порог, оказался плотно зажатым со всех четырех сторон. Привычный распорядок дня сказался и в церкви. Андрей, как ни старался не смог побороть сон и чтобы больше себя не мучить он, приподняв ноги,... спокойно заснул среди толпы. Проснулся мальчик, когда уже батюшка начал освящать куличи.
Школьные годы чудесные…
Учеба в школе у Андрея шла довольно хорошо. Он никогда не был отличником, однако, и тройки в его дневнике были большой редкостью. О том, что он верующий, большинство одноклассников уже знало. Однако, в его сторону никогда не звучало никаких насмешек и нареканий ни со стороны учителей, ни со стороны товарищей по школе. Андрей смело носил крестик и спокойно мог говорить о вере. В одной из анкет для университета, которую Андрей заполнял в одиннадцатом классе, в графе об отношении к вере он смело назвал себя христианином. Но к удивлению самого юноши такой поступок не вызвал каких-то особенных недовольств у его классного руководителя и ребят. Отец Кирилл всегда впоследствии вспоминал об этом случае с некоторым удивлением, когда уже прожив определенный отрезок в жизни, узнал от некоторых верующих людей, как им пришлось когда-то пострадать и перенести обиды вместе с колким насмешничеством от своих школьных, атеистически настроенных друзей. Видимо, Господь для чего-то тогда берег Андрюшу...
В школьные годы Андрей Умрилов готовился стать врачом. Он искренне мечтал на протяжении почти семнадцати лет, что его будущая работа будет сопряжена с медициной. К одиннадцатому классу решение его только укрепилось, поэтому основными предметами, на которые делался особенный упор в последний год, стали химия и биология. Казалось, никаких проблем с поступлением у Андрея не будет, тем более что были родственники и знакомые, которые могли помочь при поступлении.
Проблемой для родителей стал их собственный сын, точнее его душа, которая решила беззаветно и до конца отдать себя Творцу. Поэтому вместо того, чтобы учиться лечить телесные болезни, юный Андрей Умрилов в 1993 году поехал в Сибирские Афины учиться лечить духовные недуги людей.
Родная AlmaMater
Следующим этапом в его жизни стала Томская духовная семинария, в которую Андрей поступил, как уже было сказано выше, в 1993 году. До его поступления единственный корпус ТДС располагался на территории Петропавловского Собора. В 1993 году семинария-скиталица обрела новое пристанище. Стало им одно из зданий, принадлежавших храму святого благоверного князя Александра Невского, где сегодня располагается воскресная школа. Учиться в стенах полуаварийного здания было довольно тяжело; все, начиная с парт и заканчивая полом, было ветхое, какое-то, по словам батюшки, «до конца еще не оформленное». Однако, пасмурную обстановку в школе скрашивали сами учащиеся. Как вспоминает отец Кирилл, в Семинарию поступали довольно целеустремленные ребята. У всех была огромная жажда знаний и не менее огромное желание стать истинными пастырями Христовой Церкви. Поступить в Семинарию было в то время довольно непросто. Из пятидесяти абитуриентов приемная комиссия отбирала всего двадцать самых лучших, кто, по ее мнению, смог бы стать достойным священником.
Наставником у семинаристов был тогда протоиерей Леонид Хараим, человек довольно строгий, однако, всегда ратовавший за справедливость.
Самым ярким воспоминанием в семинарские годы стало обретение мощей нашего местночтимого святого - старца Феодора. Случилось это знаменательное для нашего города событие 5 июля 1995 года. Именно тогда наконец-то пришло распоряжение от правящего архиерея, заверенное Патриархом, об обретении мощей столь значимого для томской земли человека, прославленного в лике Сибирских святых.
- За несколько дней до празднования Владимирской иконы Божией Матери, - как вспоминает отец Кирилл, - мы с братьями решили поехать на территорию монастыря, где тогда шли раскопки. Когда мы приехали на место обретения мощей, был уже вечер.
Трудились семинаристы вместе с простыми прихожанами всю ночь, обрели мощи только перед самым рассветом. Вместе с ними работали также и археологи. Была вырыта глубокая яма, все, участвовавшие в этом нелегком богоугодном труде, смогли по очереди спуститься в гробницу и приложиться к только что обретенной святыне.
Путь инока
К концу четвертого курса Андрей уже окончательно принял для себя решение о том, что будет монахом. Что точно повлияло на его выбор, отец Кирилл вспомнить не может. Были, возможно, какие-то знаменательные встречи или события, подтолкнувшие его к этой мысли. Но самое главное: он хотел беззаветно, преданно и до конца всего себя отдать в Божий руки.
У апостола Павла есть такое изречение: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор.7:32-34). Видно, отцу Кириллу тоже не хотелось делить свою любовь между Богом и женой, поэтому он решил идти более узким и сложным путем.
Андрей принял монашеский постриг почти через год после окончания Семинарии. Произошло это переломное для всей его дальнейшей жизни событие 2 апреля 1998 года. По распоряжению правящего архиерея он должен был прибыть в Свято-Никольский женский монастырь в поселок Могочино Томской области (Молчановский район). Там его уже ждал игумен Серафим, который и должен был совершать постриг. В своем втором рождении для мира Андрей получил новое имя - Кирилл. Его святым покровителем стал святитель Кирилл, епископ Катанский (день памяти 3 апреля).
После пострига монах отправился обратно на родную землю. Прослужив полтора месяца пономарем, 27 мая 1998 года он был рукоположен во иеродиакона. Но и диаконом ему довелось пробыть всего сутки. Уже на следующий день, 28 мая, в день праздника Вознесения Господня, отец Кирилл стал иеромонахом. - Мне посчастливилось родиться 1 марта, в день памяти святителя Макария (Невского), а первую свою Божественную литургию я совершил на преподобного Макария Алтайского. Именно эти двое святых, вместе с Патриархом Тихоном являлись и являются для меня образцами истинного пастырского служения.
Первая Литургия была самым знаменательным днем для всей жизни иеромонаха Кирилла. Совершать ее юному пастырю довелось в неделю (воскресенье) святых отцов семи Вселенских Соборов. Евангельское чтение в этот день имело тоже особый для него знак.
- В этот день, - вспоминает отец Кирилл, - в из Евангелия читалась первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа. Для меня эти слова имели особую значимость. Я тогда впервые выступал в качестве пастыря для своей паствы, служил свою первую Божественную Литургию. Конечно, одно дело, когда ты присутствуешь на Литургии в качестве прихожанина или помощника в алтаре, и совсем другое – лично совершать самое главное Таинство в Церкви. Это два совершенно противоположных чувства.
Но годы, проведенные в Семинарии, где отец Кирилл также, как и его сокурсники, должен был нести свою обязательную чреду в пономарском служении, не прошли для него даром. Огромную помощь оказали и три основных наставника, воспитателя и преподавателя семинаристов в те годы - протоиерей Богдан Бида, протоиерей Олег Безруких и протодиакон Владимир Марков.
- Тогда, - вспоминает иеромонах Кирилл, - было удивительное время. Главными для нас были не только слова наставников, но и их собственные дела. Мы на их собственном жизненном примере учились тому, каким должен быть священник.
Благоговение и трепет, с которыми каждый раз предстояли перед престолом эти люди, навсегда отпечатались в памяти семинариста. Однако основным учебником по пастырскому руководству была собственная жизнь. На приходе у юного священника не было какого-либо значимого опытного духовного руководителя в монашеском деле, кроме творений святых отцов. Юному наставнику пришлось пережить все: и благоговейный страх первой Литургии и трепет во время первой в жизни исповеди. Но годы потихоньку шли, и скапливающийся помаленьку опыт брал свое. И через некоторое время отец Кирилл стал настоятелем прихода. Второго священника в Тогуре не было, поэтому батюшке приходилось работать, что называется, за двоих. Деревенский приход и воскресная школа требовали заботы и особого окормления. Поэтому ни о каких паломнических поездках не могло быть и речи. Хотя были мысли поехать и в Иерусалим, и на Афон, и в Оптину Пустынь, но пуститься в паломническое путешествие значило оставить свою паству совсем одну, без какого-либо попечения, а этого молодой настоятель позволить себе не мог.
Обитель преподобного Сергия
Но все же один раз отцу Кириллу довелось-таки выехать за пределы Томской области. Местом его посещения стала Троице-Сергиева Лавра. Среди русских православных людей нет, пожалуй, ни одного человека, который бы не хотел там побывать. Исключением не стал и, тогда еще совсем юный семинарист, Андрей. Эта поездка стала первым и пока единственным паломническим путешествием в его жизни. На вопрос, что ему больше всего запомнилось во время посещения Лавры, отец Кирилл отвечает: «Величие православного духа, которым наполнена обитель преподобного Сергия», - и с юмором прибавляет тут же: «А также местная кухня». Именно она стала постоянным местом работы выпускника, где ему приходилось проводить практически целый день.
Возвращение в Томск
Жизнь на приходе шла своим чередом. Молодой настоятель служил в храме, помогал, чем мог воскресной школе, и, казалось, ничто не могло нарушить уже привычного заведенного порядка. Но, как известно, вечного ничего не бывает, особенно в жизни монашеской. И в марте 2009 года пришло распоряжение архиепископа Томского и Асиновского Ростислава о переводе иеромонаха Кирилла в Богородице-Алексиевский монастырь. Весть о своем переезде отец Кирилл воспринял с должным монашеским смирением. У того, кто решил навсегда умереть для мира, в самом мире не должно быть ничего своего, в том числе и прихода Поэтому оставлял родную паству он без особого страха. Тем более на тот момент в Тогур уже приехали двое священников, так что родной храм не оставался без окормителя.
В Томском Богородице-Алексиевском монастыре основным послушанием иеромонаха Кирилла является служение келарем. Келарь - это своеобразный заведующий монастырским столом, человек, в чьи обязанности входит ведение строгой отчетности в поступающих на монастырскую кухню продуктов.
Отец Кирилл - распорядитель монастырской трапезы, но кроме того, он сам сушит те самые знаменитые сухарики святого праведного старца Феодора Томского, которые продаются в монастырской лавке.
Воскресная школа
Однако келарь - не единственное послушание отца Кирилла. С октября прошлого года его назначили руководителем местной воскресной школы. Видно святые покровители батюшки, Макарий (Невский), в день памяти которого он родился, и преподобный Макарий Алтайский, на празднование которого была отслужена первая Божественная литургия, не оставляют его на протяжение всего жизненного пути. Оба этих святых являлись величайшими просветителями и миссионерами, и, может быть, по их молитвам Господь постоянно приводит отца Кирилла к руководству воскресными школами.
На сегодняшний день воскресная школа Богородице-Алексиевского монастыря входит в тройку самых крупных школ Томской области. В здании Церковно-культурного центра, где сейчас проходят занятия, обучаются более ста детей. С каждым годом их становится все больше и больше, а значит и в привычных помещениях, расположенных на двух этажах, им будет все теснее и теснее.
Основной организационной задачей воскресной школы, по словам батюшки, является четкий отлаженный механизм. Дети приходят на занятия сразу после Литургии, а значит в основном голодные и уставшие, поэтому первой заботой воскресной школы является сытно накормить ребенка, чтобы он смог дальше без особого труда и ропота идти на занятие. Следующая проблема заключается уже в родителях учеников. Дети находятся на уроках более двух часов, а некоторые из них еще остаются на дополнительные кружки. Чтобы мамам и папам не пришлось покидать пределы храма и где-то в другом месте проводить свое время, руководством воскресной школы был придуман специальный лекторий для взрослых, где постоянно проводятся катехизаторские беседы, на которых родители могут обсудить с батюшкой свои насущные проблемы.
Рождественское чудо
Одним из самых значимых событий для руководителя школы и родительского комитета стало возведение на территории Богородице- Алексиевского монастыря Рождественского Вертепа. У отца Кирилла уже имелся опыт подобного строительства в Тогуре. Тогда тоже Вертеп строили всем приходом. Получился он на загляденье красивым и, что самое главное, большим, так что в нем одновременно могли поместиться вместе с ледяными фигурами Младенца, Божией Матери, Иосифа и животных, несколько человек. Владыке, которому в это время пришлось находиться в Тогуре, Вертеп очень понравился. Слухи о тогурской снежной пещере вышли далеко за пределы родного села. Так что когда отец Кирилл был назначен руководителем воскресной школы, то перед самым началом зимы прихожанами на общем собрании было принято единогласное решение о построении первого в Томске Рождественского Вертепа таких размеров.
- Я долго отговаривал прихожан от этой идеи, - с улыбкой рассказывает батюшка, - делал все, чтобы люди отказались, но они упорно продолжали настаивать. Даже мои слова о 16-ти КАМАЗах со снегом и больших денежных затратах, которые необходимы для постройки пещеры, их не испугали.
Вертеп строили всем приходом монастыря. Была образована инициативная группа, которая трудилась на протяжении почти двух недель над постройкой Рождественской пещеры. Перед монастырем стояла непростая задача: нужно было обеспечить людей не только необходимым питанием, но и теплом (работали иногда по 12 часов в сутки на открытом морозе). Но дело во славу Божию никогда не остается неоконченным. Несмотря на, казалось бы, очевидные трудности, уже в самый Рождественский Сочельник на территории монастыря прихожан встречал огромный Вертеп. Всем, особенно детям, за святочные дни он стал почти родным. Малыши с удовольствием забирались на барашка и дергали за чуб тучного коричневого бычка. Так что на следующий год решено было построить точно такую же пещеру, только уже с большим количеством животных. В 2012 году в Рождественском Вертепе ребят уже поджидали несколько белоснежных барашков, все тот же неизменный бычок и новый гость, который также пришел поклониться Христу, - красный ослик.
Детей уже ждет долгожданный летний отдых, а отца Кирилла - много работы. Новый учебный год предполагает новые изменения. Какими они будут - известно одному Богу. Но на сегодняшний день основная задача, которая стоит перед руководителем и родителями монастырской воскресной школы, заключается в постоянном совершенствовании учебного процесса. А совершенствование это может быть достигнуто только при плотном и продуктивном сотрудничестве обеих сторон.
Анастасия Гурьева
Иеромонах Кирилл (Умрилов):
Нам нужно отречься себя и следовать за Христом: отречься от нашей воли и следовать воле Христовой; отречься злонравия нашего и следовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего злонравия ветхого Адама и следовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим божественным свойствам. Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, склонным к ропоту и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противоположная ему добродетель в одном сердце поместиться не могут, но одно другое изгоняет. Когда какой порок из сердца исходит, тогда входит противоположная ему добродетель; когда исходит гордость, приходит смирение; когда отступает злоба, приходит любовь, которая по слову апостола Павла долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует и не ищет своего...
Христиане, которые в своей жизни не отводят места для жертвы, еще не имеют понятия, что значит «жить для Бога». Жизнь, когда душой мы верим Богу, а телом служим миру, никогда не может быть счастливой, плодоносной и богоугодной жизнью.