Молитва
Здравствуйте, Анна.
В настоящее время мужские монастыри и скиты, закрытые для посещения женщинами, - большая редкость. Вы вполне можете посещать богослужения в мужском монастыре и заказывать требы, в том числе и сорокоусты, так же как и в немонастырских православных храмах. Единственное, хотелось бы напомнить, что если в любом храме мы должны строго соблюдать церковный этикет относительно нашего внешнего вида, то в монастырском храме это требование строже вдвойне.
Мария, утренние молитвы перед тем, как Вы идете на службу, читать нужно. Литургия не заменяет утреннее молитвенное правило. Более того, утренние молитвы помогают настроиться на общение с Богом в храме. Нужно понимать, что духовный плод не дается автоматически, здесь нужен усердный труд. Утреннее и вечернее правило для того и дано нам, чтобы каждый из нас научился молиться правильно, со смирением, показывает должный образ мыслей, с какими нужно обращаться к Богу. Кроме того, в утреннем правиле содержится много личных прошений, а Литургия – это молитва соборная, общая, наполненная славословием Богу и благодарением. Недаром, Литургия иначе называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение».
Но также нужно следить, чтобы правило не превратилось в формальность: его нельзя вычитывать механически, наспех. Если Вы находитесь в стесненных жизненных обстоятельствах и не можете полностью со вниманием прочесть молитвенное правило, то решить вопрос об индивидуальном подходе к утренним молитвам перед Литургией Вы можете со священником на исповеди или в личной беседе.
Уважаемая Екатерина, совершенно понятно и естественно Ваше желание включить поминовение дорогого Вам человека в церковную, богослужебную молитву. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в основе жизни с Богом лежит закон свободы (Иак 2:12): нельзя механическим включением имени человека в поминальную записку привлечь к нему милость Божию вопреки собственному духовному самоопределению человека. Ваш отец, как Вы пишете, считает себя атеистом, и это выражается, в частности, в том, что он не посещает храм и не носит нательного креста. Церковное поминовение не магия, оно может лишь восполнить несовершенство духовного стремления к Богу, но не может этого стремления заменить.
Кроме того поминовение неверующего человека на проскомидии является, в определенном смысле, оскорблением Бога, так как частицы, вынимаемые из богослужебной просфоры за грехи людей, омываются Кровью Спасителя, пролитой Им на Голгофе во искупление людей. Верующий человек через покаяние делается способным усвоить искупительные плоды этой жертвы, уподобляясь благоразумному разбойнику, вошедшему в рай вслед за Христом (Лк 23:40-43). А неверующий своей нераскаянностью вменяет страшную жертву Богочеловека ни во что подобно жестокосердным иудеям, потребовавшим смерти Спасителя мира, или неразумному разбойнику, хотя и распятому вместе с Христом, но хулившему Его и сошедшему по этой причине в ад.
Однако, не совершая персонального поминовения неверующих людей, Церковь в разных обстоятельствах молится об обращении их к вере и примирении через покаяние с Богом: например, в первое воскресенье Великого поста, совершая особое молитвенное чинопоследование Торжества Православия, а также в евхаристической молитве Литургии Василия Великого, испрашивая у Бога "обратить и совокупить" Святой Церкви "прельщенных", то есть заблудших, не знающих Бога. Можете и даже должны, имея долг попечения о родителях (Исх 20:12), молиться за своего отца и Вы – в частной, келейной молитве. Только просить нужно не столько о его здоровьи, долгоденствии и благополучии, сколько о даровании ему веры и покаяния, ибо без них все остальное не имеет спасительного смысла, а, напротив, сытая и спокойная жизнь без веры может окончательно разлучить человека с Богом, сделав для него спасение невозможным.
Сами того не замечая, Вы уже помогаете своей подруге, выказывая неподдельное сочувствие и готовность прийти ей на помощь. Молитвенно мы поддерживаем друг друга и своими частными прошениями, и обращением к ходатайству святых, и церковным поминовением за различными богослужениями. Бог не ждёт от нас подвига выше сил и возможностей. Делайте, что можете, но от полноты сострадающего сердца. Скорее всего, полное выздоровление будет ещё не скоро, и Вам неоднократно будет дана возможность помочь облегчить состояние больной, поддержать её и словом и делом.
Благослови Бог Ваше намерение.
Уважаемый Сергий, мы должны молиться, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, поскольку ни одна страсть не может быть побеждена без божественной помощи, как сказано: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5), затем Божией Матери и святым, которым от Бога дана благодать помогать борющимся с блудною страстью: преподобным Моисею Мурину, Моисею Угрину, Марии Египетской.
Следует также знать, что действие нечистой плотской страсти попускается Богом за нечистоту духовную – тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Синайский в связи с этим задает риторический вопрос в своей знаменитой «Лествице»: «Кто победил свое тело?», и сам же на него отвечает: «Тот, кто сокрушил свое сердце!» (Слово 15), то есть покаянным сокрушением снизошел в глубину смирения. Покаянием и молитвой ищите смирения, и блудная страсть ослабеет.
В храме должно молиться – это главное. В первую очередь, конечно, нужно стараться внимательно слушать то, что поется и читается. При благоговейном и усиленном внимании к церковной молитве сердце начинает сочувствовать словам, звучащим из алтаря, с амвона или клироса. Тогда это становится уже Вашей молитвой, вводящей Вас в общение не только с Богом, но и с братьями и сестрами, молящимися вместе с Вами. Это – богоугодное единение, посреди которого пребывает Сам Господь (Мф 18:20). Проговаривать про себя при этом ничего не нужно. Но когда Ваш ум рассеялся или Вы перестали понимать произносимое в храме во время богослужения, тогда молитесь про себя какой-нибудь краткой молитвой (Иисусовой, мытаря, краткого призывания Божией Матери или святого) до тех пор, пока не вернется внимание к храмовой молитве и сердце снова не начнет сочувствовать ее словам.
Автор странички высказывает чересчур крайнее мнение, не соответствующее ни духу христианской любви, требующей постоянной молитвы за ближнего, ни практике церковной жизни. Сорокоуст о здравии заказывать можно.
Кроме того, чтобы иметь правильное понятие о духовной жизни, а не засорять голову различными неправильными мнениями, пользуйтесь только православными ресурсами Интернета. Указанная Вами страничка принадлежит человеку, не принадлежащему Русской Православной Церкви и не являющемуся священником, хотя и называющему себя таковым.
Семья не казарма, и совершать такие важные дела как молитвенное правило по звонку и всем вместе, конечно, удается не всегда, но при этом в дружной семье всегда находят случаи, чтобы провести время вместе. Праздничное богослужение, домашнее обсуждение евангельского текста, духовных книг и передач – та среда, в которой формируется и выражается духовное единство семьи. А молитвенное правило детей, даже уже школьников, может быть очень ограниченным, по детскому молитвослову. Очень хорошо, когда дети постепенно заучивают основные молитвы наизусть, например, 50, 90 псалом. Таким образом, совершив молитвенное поклонение перед домашними святынями, попросив благословение у родителей, школьники могут «по дороге» выполнять пусть небольшое, но свое собственное правило. Не возбраняется, конечно, детям молиться и по взрослым молитвословам, но важно, чтобы такая молитва была осмысленной, то есть понята детьми, и шла от сердца. Замечательно, если по важным случаям родители просят помолиться детей с ними вместе, и когда молитва достигает своей цели, то часто сама и подсказывает, как это сделать лучше.
На земле у каждого своя правда. Но у Бога одна правда для всех. Может быть, не следует полагать все силы на то, чтобы добиваться справедливости у людей, а предать все это на волю Бога, Который сказал: «у Меня отмщение и воздаяние» (Втор 32:35). Иногда нам посылаются наказания, с внешней, формальной, точки зрения, несправедливые. Но у Бога все уравновешено. Он дает нам испытания, необходимые для уврачевания наших страстей, для прощения грехов, не получивших непосредственного воздаяния, и, наконец, для того, чтобы в скорбях мы взыскали Бога, избавляющего от всякой скорби, но взыскали Его от всего сердца и ума. Примите к руководству слова Духа Святого, изреченные устами апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1: 2-8, 12).
«Царство Небесное силою (более точно в переводе с греческого –
самопонуждением) берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф
11:12). Мы всегда на что-то можем себя понудить. Не удается заставить
себя молиться, будем читать душеполезные книги, чтобы тем самым
настроить себя на молитву; не получается читать, будем размышлять о
своей нищете, в сознании собственной вины повергая себя в сердце пред
Богом. Образы восстания из расслабления и бездны грехов следует черпать
из Евангелия. Если душа наша, как расслабленный при Овчей купели (Ин
5:2-9), не имеет в себе духовной крепости и силы воли, пусть с терпением
и упованием ждет небесного Врача, не давая место в сердце ропоту и
отчаянию. Если душа наша – исполненная нечистоты душевной и телесной
блудница (Лк 7:37-48), станем со слезами окаявать себя пред Богом и
послужим ему, хотя бы телесными трудами. Если, наконец, наш внутренний
человек, как четверодневный Лазарь, уже умер и смердит (Ин 11:1-44), то и
тогда не оставим надежды, что по молитвам святых и нашего духовного
отца Господь и мертвого воскресит.
Но более всего нам нужно
блюсти себя от самооправдания, не позволяя забалтывать собственную
совесть ложными «объяснениями» своей немощи: мол слабы, устали, силы
воли нет, закономерный «период охлаждения» нас постиг или диавол одолел.
Тем самым мы списываем свое нерадение, лежащее в основе нашего
охлаждения, на кого-то или что-то вне нашей личности, нашего «Я». Должно
же поступать наоборот: чем сильнее наша немощь (в этом оксюмороне
глубокая правда, ибо эта «немощь» есть ни что иное, как плоть в
новозаветном смысле этого слова, которая «желает противного духу» Гал.
5:17), тем сильнее и беспощаднее должно быть самоосуждение, чтобы, коль
скоро естество наше не желает добровольно спасать самое себя, оно было
понуждаемо к этому нестерпимым огнем покаяния, предвосхищающим огонь
вечного мучения.
Охлаждение, конечно, попускается Богом, но,
во-первых, это связано с нашим несовершенством. Как Адам, согрешив, был
лишен рая, сделавшись неспособным к райской жизни, так и мы, имея
действующий в членах наших «закон греха» (Рим 7:25), неспособны
сохранить на долгое время ощутимую «сладость рая» – явное действие
благодати Божией. Во-вторых, Бог отнимает от нас благодатное утешение с
определенной целью: чтобы мы не превозносились и чтобы искали небесного
Отца, как маленький ребенок свою мать-кормилицу, с алчбой и жаждой (Мф
5:6).
Святая Церковь, заботясь о спасении своих духовных чад, возносит к Богу свои о них моления за каждым богослужением, иногда, вообще, обо всех, иногда о каждом в отдельности, т.е. поименно. Для поименного поминовения в церковных лавках принимаются записки, которые, в свою очередь, могут быть прочитаны либо однократно, либо в течение нескольких дней (это, так называемое, многодневное поминовение, к которому относятся Сорокоуст и поминовение при чтении Псалтири).
Они отличаются друг от друга тем, что совершаются на различных церковных службах. О людях, чьи имена записаны для поминовения на Сорокоуст, молятся священно-церковно-служители во время Божественной Литургии, а именно, во время её первой (подготовительной) части, которая называется проскомидией. Если же имя человека записано на поминовение при чтении Псалтири, то его поминают монахи во время ежедневного чтения этой книги Библии, т.е. Псалтири.
На эти поминовения может быть записано имя любого православного христианина.
Перед чтением кафизмы читаются те же молитвословия, которые помещаются в молитвослове в начале утренних и вечерних молитв (начиная «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и заканчивая троекратным «Приидите поклонимся…»). На языке Устава это называется «обычное начало». Далее читаются псалмы. Где написано «Слава» нужно читать «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (три раза), «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь». По завершении чтения кафизмы обычно читаются особые тропари и молитвы, помещенные в Псалтири. После них заканчивают «Достойно есть…» (в пасхальный период «Ангел вопияше…»), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь», «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, благослови», «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых помилуй нас. Аминь»