Разное
Человекоугодие - это страсть, тонко уводящая от истинного служения Богу! Нам заповедано Господом любить ближнего как самого себя, но можно любить ближнего, служить ему усиленно, но не ради Бога. Все дело в том, какое настроение лежит в основе этой любви. Как можно различить одну любовь от другой? Любовь христианская обычно не сразу возжигается в сердце. Здесь всегда на первом месте Господь, Его пример жертвенной и бескорыстной любви к роду человеческому, и проявления такой любви всегда очень сдержанны, душеполезны, плодотворны.
Любовь же человекоугодническая всегда имеет в основе своей какую-нибудь страсть: или это приятность плотская, или родственная, или симпатия, или почтение к человеку из-за его высокого положения в обществе, то есть вначале стоит желание угодить человеку ради того, что мы его выделяем как-то в сравнении с другими в данный момент и нам хочется иметь о себе его приятное мнение. Эти разные помыслы бывают едва уловимы, но они-то и составляют внутренний толчок к тому, что вдруг появляется желание послужить человеку, успокоить его, порадовать чем-либо. Чаще всего в таких случаях, если встречается какая-либо преграда со стороны христианских заповедей, то легко ее нарушают, и "ради любви" часто серьезно преступается установление Церкви и наносится оскорбление Самому Господу. При человекоугодии мы поставляем ближнего впереди Бога и служим ему ради своей собственной выгоды, опираясь на свою нечистую человеческую доброту, часто совершенно забывая на это время о Боге. Но хуже всего, что мы сами в то время думаем и другим даем понять, что мы это делаем по заповеди, по христианскому своему милосердию.
«Если бы я и поныне угождал людям, – говорит апостол, – то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1: 10). Если человек думает не об угождении Богу, а об угождении людям, если для него главное — человеческое одобрение, то он, по сути, перестает быть христианином. Если он находится в обществе, где ценят христианские добродетели, он будет исполнять заповеди — по видимости. А если он окажется в другом обществе, в котором евангельские добродетели ничего не значат, то будет стараться угодить окружающим каким-нибудь другим образом — скажем, показать, что он энергичный, умный, практичный, одним словом, «крутой». В глазах людей, которые эти качества ценят, ему хочется выглядеть таким же, как они: мол, и я не лыком шит. А в глазах людей кротких ему нужно показаться кротким. Как ему было бы трудно, если бы и те и другие оказались вместе! Но мне кажется, что есть люди, которые умудряются угодить всем: тут же показывать и «крутизну» и кротость, тут же и милосердие и то, что им палец в рот не клади, что они всегда свое возьмут.
Человекоугодие печется сверх своих обязанностей угодить человеку, услужить ему, унизиться перед ним, исполнить любое его желание, даже противное Закону Божию. Если же лесть и угождение не принесли желаемого результата, они сменяются досадой и раздражением на человека, перед которым понапрасну унижались.
Бывают сложные жизненные обстоятельства, когда грань между любовью к ближнему и человекоугодием трудноразличима. В таких случаях нужна усиленная молитва, чтобы Господь дал дар рассуждения принять правильное решение.
Непросто заметить за собой человекоугодие и признать своим грехом, но еще труднее от него избавиться, если оно уже успело войти в привычку. Началом исправления бывает Покаяние.
Внутри звезды находится частица гроба, в котором был похоронен святой праведный Феодор Томский.
Для этого нужно его «забыть», то есть:
(1) не теребить душевную рану общением с этим человеком (пусть даже заочным: по телефону или в письмах), воспоминаниями о таком общении в прошлом, созерцанием его фотографий, беседами о нем с другими людьми и т.п.
Но (2) чтобы найти в себе силы на такое забвение, их необходимо черпать в молитве и церковных таинствах, причем молиться за этого человека не желательно, ибо это вновь будет растравлять душу; предайте его воле Того, Кто «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4), Ваша задача – спасти свою душу (в данном, конкретном искушении) от уныния, печали, маловерия, греховных «утешений».
(3) Духовное чтение: слова Божия, житий святых, аскетических наставлений – также укрепляет наши внутренние силы.
(4) Важно не сидеть без дела, труд, особенно напряженный и продолжительный, уводит нас от праздности, которая является исключительной питательной средой для всяких меланхолических переживаний.
Наконец, (5) мы должны твердо знать: «наше» от нас не уйдет, Бог обязательно пошлет то (в том числе и спутника в жизни), что утолит Вашу сердечную жажду (то есть счастье). Если же что-то уходит по той или иной внешней причине, то подлинная причина этого в том, что оно не «наше», как бы не привязано к нему было наше страстное и потому слепое и немощное сердце
Если при получении паспорта от нас не требуют отречения от Бога, Христа, от Православной веры и если оформление документа не содержит кощунственных изображений и надписей, то его получение (как и отказ от получения) никак не вредит и не помогает нашей вере и спасению души.
Церковный устав предписывает, что масло, освященное в таинстве елеосвящения (соборования) можно использовать как в пищу, так и для помазания больных мест. Поэтому греха Вы не совершили. Однако важно помнить, что соборованное масло все же не пищевая добавка, а святыня, благодатная действенность которой зависит не от количества и частоты употребления, а от меры и чистоты нашей веры, а также от степени смирения перед волей Божией, посылающей нам для нашей пользы и здоровье и болезни.
Православный храм всегда ориентирован алтарем на восток, вследствие чего и молящиеся в храме большей частью, особенно во время богослужения, обращены лицом к востоку. Однако в отношении к жилищу эта норма строго не применяется. В наших домах мы должны располагать иконы на самом видном, наиболее достойном месте вне зависимости от того, в какой стороне света оно находится. В старину ту часть дома, где находились иконы, не случайно называли «красный (т.е. прекрасный) угол». Входящий в дом гость сразу видел свидетельство веры его хозяев, и если принадлежал к Православной Церкви, осенял себя крестным знамением, свидетельствуя о своей вере. Для неверующего «красный угол» тоже является определенным сигналом к выбору стиля общения с верующими хозяевами, а также святые образа таинственно подвигают его к духовно-нравственному самоопределению в отношении истины Христовой, то есть выполняют своего рода миссионерскую «функцию». Наконец, при выборе места для расположения икон в доме важно помнить о самом главном, для чего, собственно, иконы и пишутся. Иконы нужно размещать в доме таким образом и таких размеров, чтобы перед ними «удобно» (в духовно-аскетическом смысле слова) было молиться.
Конечно, должна иметься икона на кухне или в столовой, чтобы перед вкушением пищи человек обратился к Богу с молитвой о ее благословении; принято помещать святой образ над входной дверью, чтобы всякий входящий в дом и все, что в него вносится, осенялось благословением святыни; да и в каждой комнате, где живут, трудятся и отдыхают домочадцы, их должны вдохновлять иконы Господа, Богородицы и святых.
Здесь важно заранее точно определиться, собираетесь ли Вы совершить паломничество только для поклонения святыням или желаете на более или менее продолжительное время «погрузиться» в монастырскую жизнь, то есть, как Вы выразились, «пожить послушником». От этого зависит выбор места. Если речь идет о паломничестве к святыням, то таких мест столь много, что их невозможно перечислить: Троице-Сергиева Лавра (где находятся мощи прп. Сергия Радонежского, Максима Грека, Иннокентия Московского и др.), московские монастыри: Покровский монастырь (мощи Матроны Московской), Донской (мощи свт. Тихона), Сретенский (мощи свщмч. Илариона); в Петербурге в Александро-Невской Лавре – мощи св. благоверного князя Александра Невского, в Оптиной пустыни – мощи Оптинских старцев, в Валаамском монастыре – мощи Сергия и Германа Валаамских, в Соловецком – Зосимы и Савватия Соловецких… Можно перечислять и перечислять.
Однако не везде, где есть известные святыни, можно остановиться на продолжительное время. В крупных городах в силу разных причин для монастырей принимать паломников крайне затруднительно, а порой и невозможно. Если Вы не особо ограничены в средствах, могу порекомендовать Вам из наиболее известных и благоустроенных обителей, к примеру, Псково-Печерский монастырь, Валаамский монастырь, Оптину пустынь. Можно поискать где-нибудь поближе: монастыри Новосибирской (в с.Козиха), Тобольской (Абалацкий монастырь) и Екатеринбургской (Верхотурский монастырь) епархий. Адреса и контактную информацию можно без труда найти в интернете. Бог Вам в помощь!
На языке аскетики Ваше состояние называется унынием. Причин к этому может быть множество: чрезмерная суетливость и многословие, непослушание родителям и наслаждения, а иногда – отсутствие страха Божия в человеке. Терпеть это состояние не надо, а надо с ним бороться. Святые отцы указывают на молитву и труд как на средство, которым можно противиться унынию. Есть еще одно средство: благодарность Богу за все. Человек, подверженный тоске, непрестанно жаждет чего-то нового, не довольствуясь тем, что имеет. Научитесь за все благодарить Господа, и чувство тоски Вас покинет.
Нательные крестики в храме нашего монастыря освящаются ежедневно по окончании Божественной Литургии, которая, как правило, совершается с 9 до 11 часов утра (но бывают исключения, о чем подробнее указано в расписании богослужений), поэтому Вам необходимо до ее начала (а именно, до 800 в будние дни и до 900 в праздничные) отдать свой крестик в церковную лавку. Всю поданную до указанного времени на освящение церковную утварь: крестики, иконы – относят в алтарь, а после службы уже освященную – приносят обратно, и ее можно забрать.
Предаться воле Божией, прежде всего, означает сойти с пути богопротивления, которое состоит в своеволии. Но это возможно лишь при существенном изменении нашего внутреннего устроения, которое должно приобрести духовный вектор развития. В Новом Завете говорится о двух взаимоисключающих началах, определяющих жизнь нашей души: «живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим 8:5-8). Так вот не способны предаться на волю Божию, а, значит, и наследовать Царствие Божие, «живущие по плоти», то есть совершающие «дела плоти», которые «суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5:19-21). «Живущие по духу», напротив, не только способны, но и всеми силами стремятся предаться на волю Божию, считая ее для себя величайшим сокровищем и наслаждением.
Таким образом, чтобы исполнять волю Божию, то есть предаться ей, в первую очередь, необходимо направить свою жизнь в духовное русло: покаянием на исповеди и вне ее, молитвой в храме и дома, хранением постов и всех церковных установлений, чтением Священного Писания и тщательным изучением начертанного в нем закона Божия. Далее, необходимо постоянно понуждать себя к исполнению на деле того, чему нас учит слово Божие, то есть заповедей, – до тех пор, пока мучительное самопонуждение не преложится в сладкую любовь к истине Христовой, явленной в заповедях. Любовь «не ищет своего» (1Кор 13:5), а потому и не противится Богу, то есть не нарушает Его заповеди и не поступает против совести – этого «гласа Божия» в нашем сердце.
Духовное устроение нашей души также предполагает особое, не поверхностное, восприятие окружающего мира и всех происходящих в нем событий – как бы некое духовное созерцание, открывающее для нас действие Промысла Божия в мире. Постепенно мы начинаем различать духовную логику бытия, где Бог всегда и везде «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4). Это открытие располагает наше сердце до конца довериться Богу, желающему нам совершенного добра, – как беспомощный младенец безгранично доверяет своей матери, не ожидая от нее для себя вреда.
Наконец, необходимо понимать: чтобы предаться на волю Божию, нужно этого очень сильно желать – алкать и жаждать той высшей правды, которую являет собой воля Божия. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6), то есть познают «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2) и, вверившись ей, пойдут безошибочным путем спасения, ведущим в Жизнь Вечную.
Бог же, будучи сердцеведцем, знает не только наши дела, но и все, самые тончайшие движения мыслей, чувств и воли. Поэтому перед ним не надо ничего нарочито демонстрировать, но в простоте сердца (без лукавства и сомнений) всеми силами стремиться хранить себя от греха и исполнять заповеди, а также восполнять покаянием несовершенство в том и другом.
Богословие есть плод боговедения, которое рождается жизнью по Евангелию, то есть жизнью осмысленно и глубоко церковной. Церковь сообщает своим чадам живой опыт общения с Богом, интеллектуальным свидетельством о котором и является богословие. У многих из Святых отцов можно встретить характерную для церковного понимания мысль: кто чисто молится, тот богослов.
Теперь посмотрим под этим углом на современное нам российское общество, в массе своей, хотя и осознающее свою связь с православной традицией, но малоцерковное, а в значительной части и вовсе нецерковное. Коль скоро нет опыта жизни с Богом, нет и связанных с ним вопросов, то есть богословских проблем, а если они и возникают, то как отвлеченные, абстрактные идеи, не связанные с конкретикой нашей жизни. За сменой богословски возвышенного «менталитета» приземлено прагматическим стоит прежде всего духовное оскудение народа, переставшего напряженно искать Небо и всеми силами души и ума обратившегося к обустройству земного благополучия. Следствием и, вместе, усугубляющими факторами такого вектора движения народного духа закономерно становится и воспитание, и государственная политика, и культурное развитие. Однако этот общий духовно-социальный контекст не исключает, хотя и затрудняет, возможности личного опыта богообщения и, как следствие, высокой меры боговедения. Даже апостасийный 20 век знает немало высоких примеров духовного совершенства и глубокого богомыслия. Воля же Божия заключается в том, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4), то есть полноты боговедения, коль скоро Истина есть Христос Бог (Ин 14:6).Есть еще канал "Спас". Изредка бывают неплохие передачи на других каналах, чаще на "России". А, вообще, как пишет святой апостол Павел:"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1Кор 6:12). Не следует злоупотреблять просмотром даже очень хороших передач. Страсти формируются как следствие злоупотребления вещами, которые сами по себе добры и полезны.
Стирать освященные на тех или иных святынях платки не запрещается, носить их можно как дома, так и за его пределами, в том числе в храме.
Северная стена.
1. Святые мученики Флор и Лавр. 2. Поклонный Крест. 3. Святая Троица. Северная половина восточной стены. 4. Святитель Николай Мирликийский, чудотворец. 5. Собор преподобных Оптинских старцев. 6. Казанская икона Божией Матери. 7. Святцы (икона всех святых, расположенных по дням их празднования в году). В Казанском приделе. 8. Преподобный Сергий Радонежский. 9. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Южная половина восточной стены. 8. Святой праведный Феодор Томский. 9. Великие вселенские святители и учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. 10. Святой праведный Алексий, человек Божий. Южная стена. 11. Святой великомученик и целитель Пантелеимон. Западная стена. 12. Рождество Христово. 13. Рождество Пресвятой Богородицы.Поскольку Вы не сообщаете особых подробностей, то довольно трудно сказать, что следует делать в этой ситуации лично Вам. Но, во всяком случае, неплохо познакомиться с некоторыми аспектами деятельности этой секты и познакомить с ними Вашего брата. Базовую информацию Вы можете найти по ссылке http://iriney.ru/sects/witness/001.htm.На этом же ресурсе есть и более подробная информация.Если очень кратко, то нужно знать три вещи.
1. «Свидетели Иеговы» – не христиане. Несмотря на то, что они постоянно ссылаются на Библию, целый ряд важнейших истин они не признают. В частности, они не верят в Троицу и для них Христос – не Бог. 2. Эта секта, «промывает мозги» своим адептам, то есть человеку навязывается определенный образ мыслей, которому он должен следовать, и отклонения не допускаются. Воля человека подавляется, и постепенно он превращается в послушное орудие. 3. Они вытягивают у своих последователей деньги путем обязательных сборов и т.д. Если Православие близко и дорого Вам, то приложите все возможные усилия к тому, чтобы привести Вашего брата в Церковь. Ведь когда человек искренне, от сердца исповедует чистое Христово учение, то уже нет опасности заразиться каким-нибудь сектантским заблуждением. И если ваш брат поймет и прочувствует истинность и глубину Православия, то тогда ему, возможно, удастся привести в Церковь и свою девушку.